Реферат по предмету "Международные отношения"


Японское экономическое чудо

ВВЕДЕНИЕ
 
Интерес к Японии во всем мире огромен. Впечатляющие достиженияСтраны восходящего солнца, особенно в экономике, общеизвестны и привлекают ксебе пристальное внимание, вызывают смешанные чувства: от удивления ивосхищения до зависти и опасения. Действительно, как это удалось Японии,потерпевшей жестокое поражение в войне, понесшей огромный материальный иморальный ущерб, практически в течение жизни одного поколения не толькоподняться из руин и разрухи, но и превратиться в первоклассную экономическуюдержаву, лидирующую во многих областях промышленности и торговли, науки итехники?
Целью работы является описание состояния экономики Японии вовторой половине 20 века.
Основными задачами данной работы являются выявление объективныхпричин японского экономического чуда, преимуществ и недостатков японской моделиэкономического развития, лежащей в основе гигантских сдвигов в её различныхсферах – в промышленности, в сельском хозяйстве, транспорте, кредитно-финансовой системе, торговле и т.п.
В основу положены источники таких авторов, как В.В. Алексеев, БокЗи Коу, Н.Л. Дружинин, В.Н. Еремин, А.Е.Жуков, И.П. Лебедев, Осаму Нариаи идр., а также Интернет-ресурсы.

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1 Внутриполитическоеположение послевоенной Японии
2 Периодвысоких темпов экономического роста (1960-1971)
3 Слабостияпонской экономики
4 Результаты«японского экономического чуда»
Заключение
Списокиспользованных источников

1 ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОСЛЕВОЕННОЙ ЯПОНИИ
 
На рубеже XIX и XX вв. Япония вступила в стадию монополистического капитализма,ускоренными темпами шел процесс превращения ее в империалистическую державу.Усиленная милитаризация страны и сохранения в различных сферах жизни и вобщественных отношениях ряда феодальных пережитков придали японскомуимпериализму военно-феодальный характер. Все это усугублялось господствомполитической реакции, подчинивших своим агрессивным целям народное хозяйствостраны, а также беспощадной эксплуатацией бесправных трудящихся массмонополистическими концернами – «дзайбацу», сросшимися с военно-бюрократическойправящей верхушкой. В 1940 году Япония заключила военный союз с гитлеровскойГерманией и фашисткой Италией, направленный против СССР, а также против США иАнглии, в 1941 г. вступила во вторую мировую войну.
Военная экономика Японии была лишена поставок сырья из заграницы,что, в свою очередь сделало невозможным продолжение промышленного производства.Частые нападения с воздуха были опустошительны для жилого фонда и средствпроизводства страны, и к концу войны экономика неожиданно лишилась спроса состороны своего крупнейшего потребителя — военной промышленности.
По данным обзора, проведённого Советом по Экономическойстабилизации в 1948 году, во время воздушных налётов и других бедствий,связанных с войной (сюда не входит военное преимущество, оружие, военныесамолёты и суда), было потеряно имущество на 49,6 миллиардов иен, всоответствии с послевоенными ценами. Полный ущерб был нанесён на 1,3 триллионовиен, если принять в расчёт официальные расценки конца 1947 года. Ущербприравнивается к 20% внутреннего фонда Японии довоенного периода. Вдобавок былнанесён такой косвенный ущерб, как амортизация имущества, связанный сотсроченными ремонтными работами из-за войны, потери строений и других средствиз-за вынужденной передислокации и поиска оборудования, которое принадлежалоразным отраслям промышленности в мирное время, удаление репарационных средств ипотеря имущества за рубежом. В 1935 году, национальный доход Японии составлял14,5 миллиардов иен, из которых около 2,2 миллиардов иен вкладывались вформирование капитала. В отношении цен в конце войны он дошёл до 6,5 миллиардовиен. Вышеупомянутая прямая потеря имущества была столь колоссальной, что даже приэкономических условиях, сложившихся в 1935 году. Их возмещение заняло не менее10 лет. Более того, если численность населения на 15% превосходила уровень 1935года, то реальный национальный доход был на 40% ниже. Поэтому, по оценкамположения, должно было пройти целое десятилетие только для того. Чтобывернуться к экономическому уровню 1935 года.
Промышленное производство снизилось до уровня 1926-27 года. Толькопроизводство электроэнергии, газа и угля не упало ниже уровня, необходимого дляподдержки минимального прожиточного уровня [6, с.30].
В первой половине 50-х годов никто в Японии не помышлял о быстрыхтемпах экономического роста, первые признаки которых появились лишь в серединедесятилетия. Задачи были прозаичнее: накормить страну. Обеспечить основныежизненные потребности общества. В таких условиях японская правящая элитапродемонстрировала трезвое понимание характера взаимосвязи экономических иполитических проблем, стоявших перед страной.
Именно в этот период формируется система стратегическихприоритетов, получивших название «доктрина Ёсида» — концепция сосредоточениянациональных ресурсов на решении, в первую очередь, экономических задач приобеспечении внутренней стабильности обороны от внешней угрозы за счёт тесногосоюза с США.
На первый взгляд, этот союз был навязан Японии исходом Второймировой войны. Проигравший должен был следовать в русле победителя, нередкоповинуясь диктатору. Однако нужно отдать должное японской правящей элите- онасделала, в целом, правильные выводы из уроков прошлого. Победа американцев ввойне была воспринята как доказательство эффективности их модели общественногоустройства, способности обеспечить более высокий уровень экономического итехнического развития.
Политика ориентации США в решающий момент была следствиемосмысленного рационального выбора. Те, кто определял стратегию страны,понимали, что опора на США, наиболее богатую и развитую страну, может датьЯпонии преимущества в ликвидации последствий войны [5, с. 552].
К 1952 – 1953 гг.в основном завершилось восстановление экономикиЯпонии. Она вновь стала среднеразвитой индустриально-аграрной страной. Вместе стем техническая база японской индустрии была отсталой, 70% станочного паркаимело возраст свыше 10 лет. Важным источником финансирования экономики ещеоставалась американская помощь. Слабым местом в национальной экономике покаоставалась внешняя торговля.
 
2 ПЕРИОД ВЫСОКИХ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РОСТА (1960-1971)
 
Период высоких темпов роста занимает особое место в экономическомразвитии Японии. Успехи, достигнутые ею в те годы, были столь впечатляющи, чтомир заговорил о японском «экономическом чуде». За 15 лет—с 1958 по 1973гг.—валовой национальный продукт Японии увеличился в 6,5 раз, а объемпромышленного производства — более чем в 10 раз. Обойдя Францию, Италию,Канаду, Великобританию и ФРГ, уже в конце 60-х годов Япония заняла второе местов капиталистическом мире по объему промышленного производства, а в начале 70-хгодов — и по объему валового национального продукта. Темпы роста японскойэкономики в тот период были самыми высокими среди развитых капиталистическихстран и составляли около 11 % в год [5, с.579].
Экономические успехи Японии были связаны главным образом с бурнымразвитием обрабатывающей промышленности, обусловленным, прежде всего, огромнымиинвестициями в расширение и обновление основного капитала. В период высокихтемпов роста на цели накопления расходовалось в среднем около 30% ВВП страны, аиз этих средств около 2/3 направлялось на развитие промышленности.
С завершением в 1957 г. восстановительных процессов впромышленности стало очевидно, что дальнейшее ее развитие невозможно безпроведения коренной технической реконструкции. Со второй половины 50-х годов вЯпонии начался интенсивный процесс обновления основного капитала в старыхотраслях (черной металлургии, нефтепереработке, электромашиностроении,судостроении, в текстильной и пищевой промышленности, химическихпроизводствах). Одновременно с этим шло бурное строительство предприятий новыхотраслей и производств, таких как радиоэлектроника, нефтехимия, производствопластмасс, синтетического каучука, синтетических волокон и т.д.
Как реконструкция старых отраслей, так и создание новых взначительной степени основывались на импорте иностранной техники и технологии.Так, за 1950—1971 гг. Япония приобрела свыше 15 тыс. иностранных патентов илицензий, из них более 60% пришлось на долю США.
Реализация курса на техническую реконструкцию и создание передовойотраслевой структуры привела к тому, что основой экономического роста сталогромный и все более возрастающий спрос предприятий на машины, оборудование,строительные материалы и прочие инвестиционные товары. Это сопровождалосьусилением концентрации инвестиций и производства в отраслях тяжелойпромышленности, обслуживавших рынок инвестиционных товаров. При этом наиболеевысокими темпами развивались машиностроительные производства.
В результате к концу 60-х-началу 70-х годов облик японскойпромышленности коренным образом изменился. Во-первых, в ее структурезначительно повысилась доля тяжелой промышленности: с 51,7% до 67,8% за1956—1973 гг. (в том числе доля отраслеймашиностроительного комплекса с 17,9% до 35,3%). Во-вторых, к концу 60-х годов Япония создала практически универсальную отраслевуюструктуру промышленного производства, в которой в той или ином объеме былипредставлены все виды современных производств, включая новейшие. И, в-третьих,все старые отрасли японской промышленности перешли на новые технологиипроизводства и освоили выпуск современной продукции. Так, в черной металлургиибыл сделан решительный поворот от мартеновского способа выплавки стали икислородно-конверторному; в судостроении была внедрена новая технологиястроительства гигантских танкеров и сухогрузов, в химической промышленностибыло установлено более эффективное оборудование по выпуску аммиака,искусственных удобрений и т.д. [5, с.580].
В конце 60-х—начале 70-х годов технический уровень японскойпромышленности был уже одним из самых высоких в мире. Доля машин и оборудованияв возрасте до 3 лет в начале 70-х годов составляла почти половину стоимостиосновных фондов, а в целом ряде ведущих отраслей по мощности ипроизводительности оборудования Японии удалось обойти не только европейскиестраны, но и США (прежде всего в черной металлургии, нефтехимии, судостроении).
Коренным образом изменились место и роль Японии в мировомпроизводстве. К концу 60-х годов она стала крупнейшим в мире производителеммногих важных видов продукции тяжелой промышленности, выйдя по объемупроизводства судов, кино- и фотоаппаратуры, химических волокон на первое местов мире, а по выплавке стали, производству электрооборудования, электрон нойтехники, автомобилей, швейных машин и т.д. — на второе после США, опередивВеликобританию и ФРГ.
Опираясь на свою все более возрастающую промышленную мощь, Японияпостепенно превращалась в одного из крупнейших в мире экспортеров промышленнойпродукции. Объем японского экспорта в 1957—1973 гг. увеличился почти в 10 раз, прирезком изменении его внутренней структуры. Вывоз текстиля, на долю которого ещев конце 50-х годов приходилось 20—25% стоимости экспорта, отошел на второйплан, уступив место широкому кругу изделий тяжелой промышленности, таких каксталь, суда, автомобили, радиоприемники, оптические приборы,электрооборудование, швейные машины, фотоаппараты, телевизоры и т.д. В 1973 г.на текстильную продукцию приходилось всего лишь 9% стоимости экспорта, на долюмашин и оборудования—55%, металлов и металлоизделий —8,5%, химических продуктов— около 6%. Причем, если прежде японская ниша на мировых рынках была заполненав основном товарами, относительно невысокого качества и невысокой степенисложности, то к концу 60-х годов Япония уже имела репутацию поставщика высококачественной,технически сложной продукции.
Будучи лишена сколько-нибудь значимых запасов основных видовприродных ресурсов, Япония для поддержания быстрого развития промышленностивынуждена была из года в год увеличивать ввоз сырья и топлива. Пользуясь тем, чтоцены на эти товары на мировых рынках долгое время были стабильными и дажепонижались, Япония предпочитала ввозить необработанное сырье, организуя полныйцикл его переработки на собственной территории. За 1957—1973 гг. объем импортаувеличился почти в 7 раз, при этом в конце периода на сырье приходилось околотрети его стоимости, а на минеральное топливо — около 22% (в т.ч. 16% — нанефть). По-прежнему, довольно высокую долю в импорте—свыше 15% —занималипродовольственные товары. Хотя еще с конца 50-х годов Япония была в состоянииудовлетворять потребности населения в основном продукте питания — рисе — засчет внутреннего производства, рост уровня жизни населения требовал расширенияввоза различных видов продовольствия (прежде всего продукции животноводства ифруктов) [2, с.56].
Что же касается машин и оборудования, то зависимость Японии от ихпоставок из западных стран существенно снизилась (за исключением небольшойгруппы наиболее сложной наукоемкой техники, которую она сама пока не моглапроизводить), а доля этих товаров в импорте в начале 70-х годов составляламенее 10%.
Натиск японских товаров на мировые рынки был столь мощным, что,несмотря на многократное возрастание объемов импорта, со второй половины 60-хгодов торговый баланс Японии начал почти постоянно сводиться с положительнымсальдо, что позволило ей накопить значительные золотовалютные резервы иприступить к активному экспорту капитала. Всего за 1951—1970 гг. японскиеинвестиции за рубежом составили около 2,7 млрд. долл., из них 1,88 млрд. долл.,или около 70%, были инвестированы во второй половине 60-х годов.
Обрабатывающая промышленность в тот период, безусловно, выступилав роли локомотива экономического роста страны. Что же касается других сферэкономики, то судьба их сложилась по-разному.
Обилие дешевого и качественного сырья на мировых рынкахпредопределило начало фактического сворачивания собственной добывающейпромышленности. В 1957—1970 гг. объем производства в добывающих отрасляхувеличился лишь на 11 %, а их доля в общем объеме промышленного производствасократилась с 5,1 до 2,1 %. В конце 60-х годов в добывающей промышленности былозанято лишь около 500 тыс. чел., или примерно 1 % общего числа занятых впромышленности. Решающее значение для такой динамики имело сворачиваниепроизводства в крупнейшей подотрасли — угледобыче. Максимальный уровень добычиугля — 54,5 млн. т — был достигнут в 1961 г., затем она начала довольно быстроснижаться и в начале 70-х годов составляла всего лишь около 33 млн. т. При этомзависимость Японии от импорта угля за эти годы увеличилась с 36 до 56%.
Добыча всех прочих видов сырья и топлива осуществлялась в крайненезначительных (часто символических) объемах.
Довольно быстро в период высоких темпов роста развивалсятранспорт: в1960—1973 гг. объем грузо- и пассажироперевозок почти утроился.Значительное развитие получил автомобильный транспорт—в начале 70-х годов нанего приходилась почти половина перевозок пассажиров и около 40% перевозокгрузов. Морской транспорт перевозил свыше 40% внутренних грузов и весь объемвнешних грузов, а на железнодорожный транспорт падало около 20% грузо- и околополовины пассажироперевозок.
Протяженность железных дорог Японии с середины 30-х годовпрактически не увеличивалась и в начале 70-х годов составляла около 27 тыс.км(из них 21,3 тыс. км приходилось на государственные железные дороги), но в 60-егоды в этой отрасли был осуществлен ряд важных технических нововведений. Одинза другим начали вводиться в строй участки высокоскоростной железнодорожноймагистрали «Синкансэн», которая должна была соединить все основные городаЯпонии. Средняя скорость движения поездов по этой магистрали составляла более160 км/час. В конце 60-х годов было также начато строительство железнодорожноготуннеля между островами Хонсю и Хоккайдо (общей длиной 36,4 км и длинойподводной части 22 км), а несколько позже — строительство двух крупнейшихжелезнодорожных мостов, которые должны были соединить район Осака -Кобэ с о-вомСикоку. Наконец, во второй половине 60-х годов был осуществлен полный переходна тепловую и электрическую тягу, а паровозы продолжали выпускаться только дляэкспорта.
К началу 70-х годов Япония превратилась в одну из крупнейшихавтомобильных держав мира. В 1971 г. в стране насчитывалось уже более 12 млн.автомобилей (в т.ч. свыше 5 млн. легковых), и по этому показателю она занимала2-е (после США) место в мире. 60-е годы стали периодом интенсивногоавтодорожного строительства. В частности, в 1969 г. была введена в эксплуатациювысокоскоростная автомагистраль Токио—Нагоя—Кобэ протяженностью 536 км.Строительство дорог поглощало огромные деньги, и чтобы облегчить напряженнуюситуацию с его финансированием, в 1968 г. был принят закон, по которому припокупке нового автомобиля каждый покупатель должен был уплачивать налог вразмере 3% от его стоимости на цели дорожного строительства. Хотя попротяженности автомобильных дорог Япония к началу 70-х годов заняла 3-е место вмире (после США и Франции), по состоянию дорожной сети она все еще значительноотставала от многих передовых стран: так, из 150 тыс. км дорог лишь около 45% имелитвердое покрытие.
Период высоких темпов роста стал решающим в развитии морскогофлота Японии. Лишь к концу 50-х годов ей удалось восстановить максимальныйпредвоенный уровень тоннажа морского флота (6,1 млн. т), понесшего в результатевойны колоссальный урон. Однако в последующие годы пополнение флота происходилостоль быстрыми темпами, что уже в 1971 г. по общему его тоннажу — свыше 30 млн.т — Япония заняла второе место в мире. По техническому уровню японский флот былодним из самых передовых в мире: в его составе были гигантские танкеры, мощные сухогрузы,суда-контейнеровозы [1, с. 86].
Важные изменения произошли в этот период и в японской деревне.Примерно с середины 50-х годов начался довольно быстрый отток сельскогонаселения в города. В 1955—1973 гг. деревню покинули более 11,5 млн. чел., и к1973 г. численность сельского населения сократилась до 24,7 млн. чел. (23% от общей численности населения). Общее число крестьянских хозяйств также уменьшилось примерно на900 тыс. и составило к 1973 г. около 5160 тыс. Хотя сокращение числа хозяйствпроисходило преимущественно за счет категории мелких и мельчайших (с наделамидо 1 га), последние по-прежнему составляли основу сельского хозяйства Японии: в1973 г. их насчитывалось более 3,5 млн., или две трети общего числа дворов.
Произошло значительное сокращение масштабов аренды земли. К началу70- х годов в деревне почти не осталось безземельных крестьян-арендаторов, ачисло хозяйств, прибегающих к аренде, сократилось примерно до 1 млн. (в 1950 г.их насчитывалось более 2 млн.).
Общий объем сельскохозяйственного производства вырос за рассматриваемыйпериод в 1,5 раза. В 60-е годы в деревне относительно широкое распространение получиласельскохозяйственная техника (мини-тракторы, комбайны), но большинствосельскохозяйственных операции по-прежнему производилось вручную или сиспользованием тягловой силы. В целом по уровню механизациисельскохозяйственного производства Япония в эти годы сильно уступала западнымстранам.
В то же время по потреблению химических удобрений к концу 60-хгодов она вышла на одно из первых мест в мире. Благодаря интенсивномуиспользованию удобрений, ядохимикатов, а также улучшению агротехническихметодов производства японским крестьянам удалось значительно повыситьурожайность, и в конце 60-х годов по среднейурожайности риса, батата, лука и т.д. Япония занимала одно из первых мест вмире.
Улучшилось и материальное положение крестьян. Средний совокупныйдоход крестьянской семьи в 1957—1973 гг. вырос почти в 7 раз, но при этом доляв нем от сельского хозяйства сократилась с 56,6% в 1957 г. до 32,1% в 1973 г.,а удельный вес побочных доходов соответственно возрос с 43,4% до 67,9%. Кначалу 70-х годов лишь 15% хозяйств обходились доходами, полученными от занятиясельским хозяйством, а 85%в той или иной мере прибегали к побочным заработкам(от работы по найму до открытия собственного дела) [5, с.584].
В целом облик японской деревни сильно изменился. В быт крестьянвошли холодильники, пылесосы, стиральные машины, не говоря уже о телевизорах ирадиоприемниках; многие семьи смогли приобрести даже автомобили. В конце 60-хгодов между городом и деревней уже не наблюдалось такого резкого контраста,какой существовал перед войной и даже в конце 50-х годов.
В развитии промышленности, сельского хозяйства и других сферяпонской экономики в тот период исключительно важную роль продолжало игратьгосударство. Хотя размеры государственного сектора значительно уменьшились,правительству принадлежала ведущая роль в определении стратегии экономическогоразвития.
В период высоких темпов роста в Японии значительное развитиеполучило государственное программирование. Наиболее известным из подготовленныхв эти годы планов стал «План удвоения национального дохода», предусматривавшийдостижение этой цели за 1961—1970 гг. и ликвидацию экономического итехнологического разрыва между Японией и ведущими западными странами. Хотяправительственные планы и программы носили индикативныйхарактер, для частного бизнеса они служили важным ориентиром, так какобозначали сферы и отрасли, которые будут пользоваться вниманием и поддержкойправительства. Кроме того, государство использовало широкий наборкредитно-финансовых рычагов для поощрения частного сектора к развитию взаданных направлениях, а когда этого оказывалось недостаточно, прибегало и кпринуждению с использованием административных методов.
В 60-е годы предметом первоочередной заботы правительства быличерная металлургия, нефтепереработка, нефтехимия, а также ряд машиностроительныхпроизводств.
 
3 СЛАБОСТИЯПОНСКОЙ ЭКОНОМИКИ
 
Несмотря на явные успехи, японская экономка имеет и свои слабости.Речь идет, прежде всего, о продукции трудоемких отраслей обрабатывающейпромышленности, особенно в части сборки, и высокотехнологичном производстве.Другие же отрасли и секторы хозяйства Японии и по уровню производительноститруда, и по техническому уровню производства, как правило, существенно отстаютот США и стран Западной Европы. В первую очередь это относится к сельскомухозяйству, пищевой, бумажной, цементной, химической, алюминиевой, добывающей,фармацевтической, авиационной отрасли промышленности. То же можно сказать иотносительно большинства отраслей сферы услуг.
Помимо сказанного для Японии характерны так называемые врожденныеслабости: прежде всего определенные перекосы в структуре экономики,сравнительная угроза внутреннего рынка, развитие которого хронически отстает отроста производства. В результате усиливается зависимость страны от внешнегорынка, что еще больше усугубляется из-за отсутствия собственной сырьевой иэнергетической базы, недостаточного развития сельского хозяйств и растущегоимпорта продовольствия. Отрицательное влияние на японскую экономику оказываетнеразвитость жилого фонда и социальной инфраструктуры, слабая социальнаяподдержка со стороны государства в области пенсий, пособий, здравоохранения,продолжительный рабочий день.
В связи с некомплексностю структуры экономики и растущейзависимостью от внешнего рынка Японии отличается невысокими показателямисоциального благополучия. Сложился низкий размер пенсий по старости, растетчисло разводов и обращений в полицию, наблюдается, высокий уровеньпреступности, особенно детской.
Не решается жилищная проблема. Жилая площадь в расчете на одногочеловека крайне мала. Качество самих строений и внутренней планировки, а такжеоборудование японских жилищ существенно уступают уровню, типичному для США истран Западной Европы.
По сравнению с другими развитыми странами в Японии весьма короткийоплачиваемый отпуск и высокая интенсивность труда.
Таким образом, японская экономика обладает как сильными, так ислабыми сторонами. Тем не мене, ранее отсталая страна сумела за короткийисторический срок занять одно из ведущих мест в мире по экономической мощи [1,с.130].
 
4 РЕЗУЛЬТАТЫ «ЯПОНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА»
 
С 1950 г. по 1970 г. среднегодовые темпы роста промышленногопроизводства составили около 15%. К 1990 г. промышленное производство Япониивыросло, по сравнению с уровнем 1938 (или 1952) г., в 21, 1 раза[ 3, c.182].
Бок Зи Коу приводит данные об объемах национального дохода ведущихэкономических держав уже в 1978 году [2, с.315].
Таблица 1/> Япония Великобритания Франция ФРГ Италия Территория 9,1 19,5 19,9 27,4 31,2
Доля национального
дохода 52,5 53,0 50,3 50,7 53,0
А.Н.Изотов публикует информацию о темпах экономического ростанаиболее развитых капиталистических стран в период 1973-1983 года[4, с.196];
Таблица 2Страна Среднегодовые темпы роста ВНП (в %) Япония 3,7 США 1,9 Великобритания 0,8 Франция 2,2 ФРГ 1,7 Италия 1,2 Канада 2,6
На общем фоне весьма вялого экономического развития другихкапиталистических стран даже относительно скромные цифры японского роста,наблюдавшиеся в 80-е годы, выглядят весьма внушительно (см. табл. 2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Японское экономическое чудо — исторический феноменрекордного роста японской экономики, начавшийся с середины 1950-х ипродолжавшийся до нефтяного кризиса 1973 года. Рост экономики в периодэкономического чуда составлял почти 10 % ежегодно, это были самые высокие темпы роста среди развитыхкапиталистических стран того времени. Одна из причин «чуда» — низкие налоги (армии несуществовало, и на её содержание государственные средства не тратились) иинтенсивное освоение японской наукой новых технологий, информация о которых до Второймировой войны в Японию почти не поступала из-за изоляционной политики властей.
Стремительные темпы роста в кратчайшие сроки позволили Японии нетолько полностью восстановиться после поражения в войне, но и выйти на второеместо по экономической мощи, последовательно обойдя Францию, Италию, Канаду, Великобританию,ФРГ и уступая лишь США.
Отличительными чертами японской экономики в период «экономическогочуда» были:
объединение производителей, поставщиков ресурсов, сбытчиковпродукции, и банков в тесно связанные группы называемые кэйрэцу;
взаимовыгодные отношения предпринимателей с правительством;
гарантия пожизненной занятости в больших корпорациях;
активное профсоюзное движение [7].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
1.Алексеев,В.В. Экономика Японии/ В.В. Алексеев.- 2-е изд., исправленное.- Москва: МГИМО –Университет, 2006. – 241 с.
2.Бок, З.К.Экономика Японии. Какая она? / Бок Зи Коу.- М.: Экономика, 2002. – 349 с.
3. Волгин, Н.А. Японский опыт: Решения экономических исоциально-трудовых проблем. — М.: Экономика, 1998. — 255 с.
3.Дружинин, Н.Л. Япония. Экономическое чудо/ Н.Л.Дружинин.- СПб.: Питер: Лидер,2003. – 265с.
4. Изотов, А.Н. Япония: концепция выхода в лидеры. – М.: Экономика,1991г. – 113 с.
5. ИсторияЯпонии/ Рос. Акад. Наук, Ин-т востоковедения и др. Т.». 1868- 1998/ [В.Н.Еремин, А.Е, Жуков, И.П. Лебедева и др.]. – 703 с.
6. Осаму,Н. Современная японская экономика = The modern Japanese economy/ Осаму Нариаи.- Баку: Элм ве хаят, 2003. – 146 с. – (Из серии «ОЯпонии»).
7. ru.wikipedia.org/wiki/Японское_экономическое_чудо


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Имидж предприятия ОАО "Химпром"
Реферат Мой путь
Реферат Communism Essay Research Paper Red Star
Реферат Вспомогательный справочный аппарат периодических изданий
Реферат Кампания 1930 г. по устранению нарушений избирательного законодательства в Западной Сибири
Реферат Виды экологической ответственности
Реферат Методы очистки отходящих газов и выбросов при производстве кормовых дрожжей
Реферат Боевое применение противотанкового вертолетного батальона армии США
Реферат Місто і людина
Реферат Crucible Essay Research Paper Tragic Hero EssayThe
Реферат Регистрация и учёт налогоплательщика. Налоговые агенты
Реферат Основные направления совершенствования реализации молочной продукции ОАО Вимм-Билль-Данн
Реферат Международное право и охрана окружающей среды 2
Реферат Анализ рассказа А.П. Чехова "Душечка"
Реферат Строительство и ремонт железных дорог