Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Конкурентоспособность организации и методы ее оценки


2

Конкурентоспособность организации и методы ее оценки

Содержание

  • введение 3
    • 1. экономическая сущность конкурентоспособности организации и ее факторы 7
    • 1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности организации 7
    • 1.2 Факторы конкурентоспособности организации 8
    • 2. методы оценки конкурентоспособности организации 13
    • 2.1 Метод оценки конкурентоспособности организации на основе интегрального показателя 13
    • 2.2 Метод оценки конкурентоспособности организации на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке 14
    • 2.3 Метод оценки конкурентоспособности организации на основе на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке 15
    • 3. проблемы и пути повышения конкурентоспособности организаций 19
    • 3.1 Инновационная модель развития экономики и направления повышения конкурентоспособности организации и товаров 19
    • 3.2 Выбор конкурентной стратегии из числа альтернативных 25
    • заключение 35
    • список использованных источников 37

введение

Один из основополагающих принципов рыночной экономики - свободная конкуренция товаропроизводителей.

Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства. К середине XIX в. получил широкое развитие рынок свободной конкуренции, не регулируемый государством. Такой рынок воздействовал на товаропроизводителей исключительно через механизм спроса и предложения, колебания цен, постоянно заставляя считаться с требованиями потребителей, улучшать качество, повышать производительность труда, расширять производство, снижать издержки.

В условиях формирующегося рынка преобладает стихийное начало конкуренции, сопровождающееся разрушительными процессами - банкротствами, кризисами и т.п. В условиях сформированного рынка конкуренция становится организованной.

Конкуренция имеет важное значение в механизме рынка. Она стимулирует деятельность производителей. Через конкуренцию они как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно - технического прогресса. Но следует учитывать, что конкуренция обостряет противоречия экономических интересов производителей, обуславливает рост непроизводственных издержек, побуждает создание монополий. Без вмешательства государства конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики.

Переход от командно-административной к рыночной модели управления экономикой поставил предприятия в сложное положение. Хотя с одной стороны предприятия получили полную свободу, с другой стороны они оказались не готовы к принятию рыночной действительности. Рынок погрузил предприятия в условия жесткой конкуренции, которая привела к тому, что многие из них, стабильно работающие в условиях социалистической экономики, в рыночных условиях оказались нежизнеспособными.

В странах бывшего Советского Союза в связи с приватизацией государственных предприятий и развитием фондового рынка оценка потенциала предприятия приобрела большое значение. Наличие множества предприятий, в которые можно вложить свободные денежные и другие средства, затрудняет выбор потенциальных инвесторов. Последнее десятилетие Республика Беларусь находится в системном кризисе. Не преодолены в полной мере негативные тенденции, выражающиеся в дефиците внешней торговли, сокращении валютных резервов, значительном количестве убыточных предприятий, неблагоприятном инвестиционном климате, малом притоке иностранных инвестиций. Принимать решение о вложении средств в конкретное предприятие инвестор может только на основе результатов комплексного анализа, каковым является оценка его потенциала, которая может дать наиболее реальную информацию о состоянии и перспективах предприятия.

Основными направлениями применения результатов оценки потенциала на предприятии является выработка стратегии поведения его на рынке. По результатам анализа менеджеры могут сделать выводы о положении предприятия относительно конкурентов. Анализ выявляет сильные и слабые стороны в работе предприятия, а также качественно характеризует имеющиеся у него ресурсы. На основе результатов полученных в ходе оценки потенциала может быть разработана программа реформирования предприятия и составлены краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития.

Развитие экономической системы любого государства связано с нахождением наиболее оптимального пути использования имеющихся ресурсов. Каждое предприятие следует своей собственной конкурентной стратегии для завоевания рынка, внутренней поддержки и возможностей. Если в стране отсутствует конкурентная среда, если предприятие не ориентированно на деятельность в условиях конкуренции, рассчитывать на завоевание и удержание рынка не приходится. Большинство крупных белорусских предприятий не перестроили свою работу, а усилия производственного менеджмента зачастую концентрируются не на финансовых результатах, а на решении непроизводственных задач.

Однако у Республики Беларусь есть потенциал для благоприятного развития. Занимая в мире 0,15% территории, располагая 0,18% численности населения, республика производит 11% мирового производства калийных удобрений, 0,6% химических волокон и нитей, 0,15% стали и цемента, 1,3% холодильников, 0,4% телевизоров, 1,8% шерстяных тканей, 0,8% обуви, 8,7% льноволокна, 0,4% мяса в убойном весе, 1,1% молока. Вхождение республики в мировую экономику неизбежно потребует ее вовлечения в процесс глобализации, использования прямых иностранных инвестиций и опыта транснациональных корпораций. [18, c.425]

Тема данной курсовой работы весьма актуальна, поскольку только конкурентоспособная организация способна эффективно функционировать в рыночной экономике. Следует отметить особую актуальность проблем конкурентоспособности для белорусских предприятий - для существует необходимость производить и реализовывать на рынке востребуемый товар или услугу.

Целью данной курсовой работы является определение конкурентоспособности организации и изучение методов ее оценки.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить экономическую сущность понятия "конкурентоспособность организации";

- установить факторы, определяющие конкурентоспособность организации;

- определить основные методы оценки конкурентоспособности предприятия;

- описать пути повышения конкурентоспособности организаций.

1. экономическая сущность конкурентоспособности организации и ее факторы

1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности организации

Понятие "конкурентоспособность организации" является рыночным, многофакторным и междисциплинарным. Оно исходит из конкуренции и проявляется в конкурентных преимуществах предприятия.

Конкуренция - экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товаров, выступает как форма социально-экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров. Исходными средствами конкуренции являются цена и качество товара, соотношение цены и качества, сервис, престижность, торговая марка предприятия [9, с.245].

Конкуренция выполняет следующие важнейшие функции:

утверждение суверенитета потребителей;

постоянная адаптация производства к изменяющимся условиям рынка;

стимулирование товаропроизводителей и потребителей;

обеспечение экономической свободы товаропроизводителей;

саморегулирование товаропроизводителей;

дифференциация товаропроизводителей;

распределение ресурсов среди товаропроизводителей.

Реализация функций конкуренции приводит к необходимости создания в экономике конкурентной среды как в интересах товаропроизводителей, так и потребителей, а также связывает функции конкуренции с конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью предприятий и товаров.

Конкурентное преимущество предприятия - какая-либо эксклюзивная ценность, которой оно обладает и которая дает ему превосходство на рынке перед конкурентами. Конкурентные преимущества предприятия позволяют ему не только выживать в конкурентной борьбе, но и побеждать в ценовой и неценовой конкуренции. Совокупность конкурентных преимуществ (от 1 до n) позволяет дать интегральную оценку всех конкурентных преимуществ (например, предприятия или товара) и в конечном итоге обеспечить связь понятий "конкурентные преимущества предприятия" или "конкурентные преимущества товара" с понятиями "конкурентоспособность предприятия" или "конкурентоспособность товара".

Конкурентоспособность предприятия (КП) - это его способность производить и реализовывать на рынке востребуемый товар или услугу. Конкурентоспособность предприятия определяется его конкурентными преимуществами по отношению к конкурентам на конкретном рынке (внутреннем или внешнем), которые (преимущества) проявляются в процессе конкуренции предприятий на рынках (где они позиционируют свой товар или производственные, интеллектуальные, информационные ресурсы).

1.2 Факторы конкурентоспособности организации

Повышение конкурентоспособности предприятия предполагает разработку ряда экономических, коммуникационных и социальных целей. В качестве экономических можно выделить следующие цели: достижение лидерства на рынке, овладение определенной долей рынка, освоение новых сегментов рынка, повышение эффективности сбыта, увеличение объема продаж, получение прибыли прежде всего не в краткосрочном, а в долгосрочном периоде. Коммуникационные цели предполагают повышение имиджа, престижа предприятия и его товаров. Социальные цели включают содействие занятости населения, охрану труда и окружающей среды, производство товаров, рассчитанных на слои населения с низким уровнем дохода.

С учетом этих целей можно сформировать основополагающую систему факторов конкурентоспособности предприятия, которая включает внешние и внутренние факторы [11, с.211].

Внешними факторами являются:

уровень открытости экономики страны;

уровень интеграции страны в рамках мировой экономики;

уровни конкурентоспособности страны, региона, отрасли;

уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране;

государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране;

правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов;

налоговые ставки;

процентные ставки;

научный уровень управления экономикой страны, региона и отрасли;

национальная система стандартизации и сертификации;

качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии;

наличие доступных и дешевых природных ресурсов;

государственная поддержка науки, образования и инновационной деятельности;

прогрессивность системы подготовки и переподготовки кадров в стране;

климатические условия и географическое положение страны или региона.

В обобщенном виде внешними факторами конкурентоспособности предприятия являются:

конкурентная среда и уровень конкуренции в отрасли, степень приватизации предприятий в стране;

характеристики спроса на товары предприятия (величина и динамика спроса, требования рынка к цене и качеству товаров, эластичность спроса по цене и уровню доходов);

развитость и конкурентные преимущества отраслей, которые обеспечивают предприятие необходимыми материалами и информационными средствами;

случайные события (технологические прорывы, колебания цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках, политические решения своего и зарубежных правительств);

экономические и организационно-административные формы и методы государственного регулирования поведения производителей и покупателей.

К числу главных внутренних факторов конкурентоспособности предприятия относятся конкурентная стратегия предприятия, параметры эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов предприятия, которые формируют его конкурентные преимущества на рынке.

Внутренние факторы конкурентоспособности предприятия можно подразделить на следующие группы.

1) Структурные:

прогрессивность производственной структуры предприятия (гибкие производственные системы, автоматизированные модули и системы);

миссия предприятия в части содержания и реализации оригинальной идеи повышения конкурентоспособности товаров;

совершенство организационной структуры предприятия, позволяющее осуществлять вертикальную и горизонтальную интеграцию по производству конкурентного товара;

уровень организации, специализации и концентрации производства с точки зрения обеспечения на их основе конкурентоспособности товара;

уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции;

уровень регулирования производственных процессов в целях достижения конкурентных преимуществ предприятия;

совершенство информационной и нормативно-методической базы управления конкурентоспособным производством;

сила конкуренции на входе и выходе производственной системы.

2) Ресурсные:

уровень эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов;

сила конкуренции среди поставщиков и их конкурентоспособность;

доступ к качественному дешевому сырью, топливу и другим материальным ресурсам.

3) Технические:

удельный вес патентованных товаров, технологий, оборудования;

уровень качества изготовления товаров.

4) Управленческие:

уровень конкурентной стратегии предприятия;

уровень конкурентоспособности менеджмента;

уровень конкурентоспособности менеджеров и маркетологов;

уровень организации поставок сырья, материалов и комплектующих изделий;

уровень функционирующей системы управления качеством продукции на предприятии;

уровень сертификации продукции и систем, их соответствие международным стандартам ИСО-9001-2001.

5) Экономические:

показатели рентабельности продукции, производства, капитала и продаж;

скорость оборачиваемости всех видов материальных ресурсов;

финансовая устойчивость функционирования предприятия;

доля экспорта наукоемких товаров.

Таким образом, формами проявления конкурентоспособности предприятия являются преимущества в использовании трудовых и производственных ресурсов технического, технологического, структурного и маркетингового характера; в стимулировании спроса на продукцию данного предприятия; сравнительно низкая себестоимость и высокое качество продукции; адаптивность и гибкость предприятия в условиях рыночной неопределенности и предпринимательского риска; соответствующая государственная политика в области защиты и регулирования конкуренции или поддержки товаропроизводителей.

2. методы оценки конкурентоспособности организации

Конкурентоспособность организации может быть оценена тремя методами: а) интегральным показателем, который основан на ряде единичных показателей эффективного использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов; б) на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке; в) на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке.

2.1 Метод оценки конкурентоспособности организации на основе интегрального показателя

Интегральный показатель конкурентоспособности организации можно определить на основе соотношения ряда показателей, отражающих экономическую эффективность ресурсов двух конкурирующих предприятий. В общем виде конкурентоспособность предприятия представляет собой функцию трех составляющих:

,(2.1)

где ПР, ИР - сравнительная эффективность использования производственных ресурсов (соотношения отдельных пар показателей сравниваемых предприятий по производительности труда, фондоотдаче, материалоотдаче), информационных и интеллектуальных ресурсов;

Кфин - коэффициент использования финансового ресурса, который определяется соотношением отдельных пар показателей сравниваемых показателей рентабельности продукции, производства, капитала, продаж, по платежеспособности и кредитоспособности предприятия.

Интегральный показатель КП рассчитывается как средневзвешенная величина, где каждый показатель имеет свою весомость. Если окажется, что КП1 > КП2, то предприятие 1 обладает конкурентным преимуществом по сравнению с предприятием 2.

Наряду с преимуществами, которые определяются связью конкурентоспособности предприятия с показателями эффективности и результативности его деятельности, этот метод имеет и недостаток - трудоемкость и сложность расчета интегрального показателя конкурентоспособности. Кроме этого, по ряду причин процедура оценки уровня конкурентоспособности предприятия при помощи интегрального показателя имеет ряд других проблем, среди которых следует выделить:

выбор критерия эффективности использования ресурсов предприятия (рентабельность производства или продукции, или капитала, или труда, или продаж; или производительность труда, или материалоемкость; или показатели финансовой устойчивости предприятия и т.д.);

выбор базового объекта (предприятия-лидера) для сравнения с учетом соизмеримости характеристик выпускаемой продукции по идентичности удовлетворяемых потребностей, соизмеримости сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;

возможности сканирования (слежения) рынка товаров при недостаточности информации с целью обеспечения возможности адекватного отражения в методе оценки конкурентоспособности предприятия ситуаций на внутренних и внешних рынках.

2.2 Метод оценки конкурентоспособности организации на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке

Второй метод определения конкурентоспособности предприятия предполагает ее оценку через конкурентоспособность его товаров с учетом весомости реализуемых товаров на рынках. При этом расчет КП осуществляется по формуле [15, с.112]

(2.2)

где - удельный вес i-го товара предприятия в объеме всех продаж за анализируемый период, доли единицы;

- показатель значимости рынка, на котором реализуются товары предприятия (рынки США, Японии, Канады и страны Евросоюза имеют значимость 1, внешние рынки остальных стран - 0,7, внутренний рынок - 0,5);

- конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке.

2.3 Метод оценки конкурентоспособности организации на основе на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке

Третий метод определения конкурентоспособности предприятия предполагает оптимизацию соотношения конкурентоспособности товара и занимаемой предприятием доли на конкретном рынке (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1. - Матрица оптимизации конкурентоспособности товара предприятия и доли его на рынке*

*Источник: [11, с.112]

Матрица определения конкурентоспособности предприятия имеет девять полей. Из всех полей три поля (на матрице они находятся вверху слева и обозначены знаком плюс) характеризуют благоприятную зону для предприятия в части его конкурентоспособности: это поле - ВдСК (высокая доля предприятия и сильная конкурентоспособность товара на данном рынке); поле - СрдСК (средняя доля на рынке и сильная конкурентоспособность); поле - ВдСрК (высокая доля на рынке и средняя конкурентоспособность товара предприятия на этом рынке). Однако наиболее благоприятные характеристики имеет поле ВдСК, где предприятие представлено сильной конкурентоспособностью товара и высокой долей предприятия на данном рынке.

Благоприятная зона означает, что конкурентоспособность предприятия в данном секторе рынка определяется способностью конкурировать на рынке по качеству товаров и его ценам, что является следствием значительного удельного веса предприятия на данном секторе рынка; знанием рынка, конкурентов и потребителей; уровнем технологии производства; уровнем организации производства и труда.

В противоположность благоприятной зоне матрица имеет и неблагоприятную зону. Это три поля, которые на матрице находятся внизу справа и обозначены знаком минус. Это, в частности, поле НдСлК (низкая доля предприятия на рынке и слабая конкурентоспособность его товара). Поле НдСлК характеризует чрезвычайно низкую конкурентоспособность предприятия. В случае, если предприятие не имеет потенциальных возможностей повысить свою конкурентоспособность, оно должно уйти из этого рынка. В неблагоприятную зону по их конкурентоспособности попадают предприятия, которые занимают поле СрдСлК (средняя доля на рынке и слабая конкурентоспособность) и поле НдСрК (низкая доля на рынке и средняя конкурентоспособность товара). Если предприятие не сможет преодолеть имеющиеся недостатки, то оно в ближайшее время должно покинуть данные рынки.

Зону риска для предприятия представляют оставшиеся три поля, которые расположены по диагонали снизу вверх направо. Это поле НдСК (низкая доля на рынке и сильная конкурентоспособность товара), поле - СрдСрК (средняя доля на рынке и средняя конкурентоспособность товара) и поле ВдСлК (высокая доля на рынке и слабая конкурентоспособность товара). Из рисковой зоны предприятие в отношении конкурентоспособности может выйти, если будут предприняты меры, которые позволят переместиться предприятию в поля по направлениям стрелок (рисунок 2.1).

Доля предприятия на рынке в большинстве случаев коррелирует с конкурентоспособностью его товаров. При этом доля предприятия на рынке определяется как отношение объемов продаж предприятия в общем объеме продаж на данном рынке в натуральных или стоимостных единицах. Поэтому оценку уровня конкурентоспособности предприятия можно осуществить по освоенному им рыночному потенциалу, т.е. по доли рынка. Так как между долей рынка и нормой прибыли существует прямая связь, то по мере роста доли рынка позиции предприятия по его конкурентоспособности и финансовым показателям выглядят более устойчиво. В таблице 2.1. приведены критерии оценки конкурентоспособности предприятия по доли его на рынке [11, с.263]

Таблица 2.1. - Оценка конкурентоспособности предприятия по показателю доли рынка

Оценка доли рынка

Критерии оценки

Оценка конкурентоспособности предприятия

Высокая

Доля предприятия на рынке находится на уровне доли двух-трех крупнейших конкурентов или превышает ее

Высокая

Средняя

Доля предприятия на рынке равна средней доле ведущих конкурентов

Средняя

Низкая

Доля предприятия на рынке ниже доли ведущих конкурентов

Низкая

При определении доли рынка могут возникнуть трудности, связанные с ограниченной доступностью необходимых данных об суммарном объеме продаж в каждом сегменте и информации об объеме продаж основных конкурентов. Это обстоятельство сдерживает практическое применение метода оценки конкурентоспособности предприятия по показателю доли продаж его товаров на рынке.

Как второй, так и третий метод определения конкурентоспособности предприятия связаны с конкурентоспособностью товаров этого предприятия. Абстрагируясь от конкурентоспособности внешней среды предприятия и качества управления, можно заключить, что если товары предприятия конкурентоспособны, то и предприятие конкурентоспособно. Весь вопрос при этом сводится к определению конкурентоспособности товаров, разработке и реализации конкурентоспособной стратегии предприятия.

3. проблемы и пути повышения конкурентоспособности организаций

3.1 Инновационная модель развития экономики и направления повышения конкурентоспособности организации и товаров

Возможности предприятия в сфере обеспечения конкурентоспособности его товаров зависят от внутренних и внешних факторов. В рыночной экономике во внешней среде постоянно происходят изменения. Одна часть этих процессов открывает благоприятные возможности для предприятия, другая (чаще), наоборот, создает для него трудности и ограничения. Для управления конкурентоспособностью товаров необходимо уметь предвидеть как потенциальные помехи (угрозы), так и открывающиеся перспективы (возможности), нужно знать сильные и слабые стороны предприятия.

Потенциальными угрозами предприятия являются:

появление новых конкурентов;

рост продаж товаров-заменителей;

усиление давления со стороны покупателей и поставщиков;

изменение потребностей и вкусов покупателей;

неблагоприятная политика своего или зарубежных правительств прежде всего в отношении налогов и регулирования внешнеэкономической деятельности.

Однако можно знать об угрозах все, но не иметь возможности противодействовать им, можно располагать информацией об открывающихся возможностях, но не обладать потенциалом для их реализации. Главными условиями разрешения этих проблем являются, прежде всего, использование научных подходов к управлению конкурентоспособностью, наличие квалифицированного, инициативного и творческого персонала и необходимых финансовых средств.

Среди возможных причин снижения конкурентоспособности предприятий и отечественных товаров можно выделить:

недостаточную степень адаптации предприятий к рыночным условиям;

ослабление внутриотраслевой конкуренции (развитие олигополии, сохранение монополизма, правительственные субсидии);

отсутствие четких стратегических установок и пассивную стратегию предприятия, ограничивающую его инновационно-инвестиционную активность, сдерживающую внедрение как новых технологий и производств, так и принятие мер по улучшению качества продукции;

недостаточный финансовый потенциал на многих предприятиях;

высокий уровень морального и физического износа оборудования;

низкий уровень менеджмента и маркетинговой деятельности, организации производства и труда;

отсутствие надлежащей мотивации к высокопроизводительному и прежде всего - к инновационному, творческому труду;

отставание от передовых стран мира в области исследований и разработок;

высокая энерго-, металло- и материалоемкость производимой продукции;

затратный подход к ценообразованию и обеспечению роста объемов производства;

отсутствие необходимой информации о ситуации на рынках.

Основой современного механизма повышения конкурентоспособности предприятий и товаров является инновационная модель развития экономики. Эта модель представляет многофункциональную и комплексную систему взаимодействия управления активизацией инновационно-инвестиционной деятельностью, постоянной адаптацией предприятия к внешней среде и повышением эффективности использования материальных, трудовых, интеллектуальных и финансовых ресурсов.

Реализация инновационной модели повышения конкурентоспособности предприятий и товаров предполагает формирование организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности (рисунок 3.1). Данный механизм включает инновационное управление на микроуровне, рыночный компонент функционирования предприятий, новые формы и методы государственного регулирования процессов повышения конкурентоспособности на макро-, мезо - и мегауровне, которые в совокупности определяют конечные результаты деятельности предприятий и уровень удовлетворения потребителей в конкурентоспособных товарах и услугах [10, с.123].

Рисунок 3.1. - Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятий и товаров*

*Источник: [10, с.123]

Первый компонент механизма - инновационное управление повышением уровня конкурентоспособности предприятия и товаров на микроуровне. Научно-обоснованное управление конкурентоспособностью предприятия и товаров на микроуровне базируется на соблюдении следующей системы принципов:

учет механизмов действия экономических законов рыночных отношений (законов спроса, предложения, конкуренции, эффекта масштаба и др.);

учет механизмов действия законов функционирования предприятия и производственных процессов (законов пропорциональности, синергии, самосохранения, развития и т.д.);

соблюдение требований совокупности научных подходов к управлению конкурентоспособностью (системного, комплексного, воспроизводственного, инновационного, маркетингового, функционального, структурного);

ориентация на конкретные рынки и потребности;

применение современных информационных технологий для системной и комплексной автоматизации управления;

применение инновационных методов анализа, прогнозирования и оптимизации (системного анализа, функционально-стоимостного анализа, динамического программирования и др.);

ориентация на современные количественные методы оценки, контроля и оперативного управления конкурентоспособностью;

применение в системе инновационного управления конкурентоспособностью стратегического маркетинга, устанавливающего обратную связь потребителей и внешней среды с производителями товаров;

преимущественное использование при многофакторной оценке конкурентоспособности предприятия или товаров удельных и относительных показателей, которые в свою очередь должны быть проранжированы по коэффициентам весомости.

Инновационное управление конкурентоспособностью товаров на уровне производителя направлено на постоянное решение следующих задач:

повышение качества продукции и уровня послепродажного обслуживания; снижение эксплуатационных затрат у потребителя;

снижение себестоимости и, соответственно, цены продажи товара;

проведение целевых маркетинговых исследований и эффективное использование мер маркетинга при сбыте продукции с учетом ее сервисного обслуживания.

Второй компонент механизма - рыночное саморегулирование конкурентоспособности предприятий и товаров, которое направлено на постоянное поддержание конкурентоспособности товаров на основе действия законов рынка, факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность товара. К числу ценовых факторов относятся:

изменение типа конкуренции на рынке товаров;

появление новой ниши рынка товаров или перегруппировка уже существующих его сегментов;

изменение действий существующих конкурентов по продвижению товаров-конкурентов;

появление на рынке товаров новых конкурентов;

появление на рынке новых товаров-конкурентов, включая товары заменители;

изменение емкости рынка товаров и размеров его потенциала;

изменение потребностей и свойств потребителей.

Третий компонент механизма - инновационные формы и методы государственного регулирования конкурентоспособности предприятий и товаров - представляет собой деятельность государства, направленную на создание условий для повышения конкурентоспособности предприятий страны и производимых отечественных товаров.

Направления инновационного государственного регулирования конкурентоспособности предприятий и товаров вытекают из принятой модели социально-экономического развития страны и осуществления курса на инновационное развитие. Такими направлениями являются:

создание условий по поддержанию и развитию конкурентной среды на основе развития предпринимательства и малого бизнеса;

проведение инновационной и инвестиционной политики, включая разработку научно-технических программ и мер по развитию инновационного производства, совершенствованию организации стандартизации и сертификации продукции;

проведение эффективной налоговой, кредитной, ценовой и антиинфляционной политики;

развитие производственной инфраструктуры и сферы обслуживания;

правовое обеспечение процессов повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и товаров.

Четвертый компонент механизма - регулирование конкурентоспособности предприятий и товаров на мезоуровне отличается от регулирования на макроуровне не формами и методами, а масштабами регулирования. На мезоуровне оно осуществляется в рамках отдельно взятого региона или отрасли, исходя из его (или ее) особенностей. Мезофакторами конкурентоспособности выступают факторы, характеризующие особенности развития региона или отрасли.

Пятый компонент механизма - регулирование конкурентоспособности страны основывается на международной конкуренции и сотрудничестве стран, направленном на поддержание и повышение конкурентоспособности отечественных предприятий и их товаров. Мегафакторами конкурентоспособности являются факторы и тенденции общемирового развития. Основным из них является глобализация мировой экономики, ведущая к ужесточению конкуренции как на мировом, так и на внутринациональных рынках, требуя от государств усилений в направлении открытости их экономик.

Основными направлениями повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и товаров являются:

развитие инновационно-инвестиционной деятельности и интеллектуальной собственности на предприятиях, которые обеспечивают производство наукоемких товаров;

адаптация предприятий к внешней среде и прежде всего к рынку;

использование инновационных подходов с целью повышения эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов, формирующих конкурентные преимущества предприятия;

создание конкурентной среды в отраслях, разработка предприятиями конкурентных стратегий и периодическое их обновление;

формирование спроса на определенный товар и потребностей населения, которые предприятие может удовлетворить;

повышение научно-технического и организационно-технологического уровня отраслей, обеспечивающих предприятие необходимыми материальными ресурсами и информацией;

правовое обеспечение и совершенствование государственного регулирования процессов повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и товаров.

Инновационный подход к формированию и реализации организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности предприятий является основой для решения многих проблем социально-экономического развития страны и повышения уровня жизни ее населения.

3.2 Выбор конкурентной стратегии из числа альтернативных

Альтернативные базисные стратегии предприятия основываются на использовании моделей, которые были предложены И. Ансоффом (матрица "товар - рынок") и консультационной группой Boston Consulting Group (матрица "рост рынка - доля рынка"), М. Портером (модель конкуренции) [8, с.231].

Матрица "товар - рынок" (таблица 3.1) характеризует положение предприятия в зависимости от вариантов, которые представляют следующие сочетания двух факторов (развития и обновления рынка и товара):

предприятие работает на существующем рынке с существующим товаром;

предприятие действует на существующем рынке, но с новым товаром;

предприятие работает на новом рынке, но с существующим товаром;

предприятие внедряется на новый рынок с новым товаром.

Таблица 3.1. - Альтернативные стратегии в матрице "товар - рынок"*

Рынок

Товар

Существующий

Новый

Стратегии

Существующий

Глубокое проникновение на рынок

Разработка товара

Новый

Развитие рынка

Диверсификация

*Источник: [8, с.233].

На основе матрицы "товар - рынок" выделяются четыре базовые стратегии.

Стратегия глубокого проникновения на рынок целесообразна, когда предприятие работает с уже достаточно известным товаром на существующем рынке. Она эффективна, когда рынок растет или еще не насыщен. Стратегия направлена на увеличение объема продаж путем интенсивной рекламы, разнообразных форм стимулирования сбыта и продажи, привлечения новых пользователей товара, побуждения покупателей к более частому использованию товара, обнаружения новых возможностей использования товара.

Стратегия разработки товара рекомендуется, когда предприятие, работая на известном для него рынке, предлагает новые товары. Для достижения успеха требуются поддерживающие маркетинговые мероприятия, в частности активная реклама, усиленные акции по продвижению нового товара на рынок, различные методы стимулирования сбыта.

Стратегия развития рынка дает эффект за счет выявления новых сегментов рынка, где спрос был бы достаточным для продажи существующих товаров и получения запланированной прибыли. Такая стратегия подразумевает большие объемы инвестиций в новые рынки. Она, как правило, носит достаточно агрессивный характер и предполагает высокий уровень конкурентной борьбы.

Стратегия диверсификации предполагает расширение сфер деятельности предприятия, предложение новых товаров для новых рынков. Данная стратегия часто ассоциируется с экспансией в область, не связанную с предыдущей деятельностью предприятия. Такая стратегия требует больших инвестиций, которые под силу, как правило, только крупным предприятиям.

Выбор той или иной стратегии зависит от ресурсов предприятия и его готовности к риску. Если предприятие имеет значительные ресурсы, но не желает испытывать риска, оно может использовать стратегию разработки товара. Если же ресурсов недостаточно, целесообразно избрать стратегию развития рынка.

Матрица "рост рынка - доля рынка" позволяет предприятию классифицировать каждый из своих товаров по его доле на рынке относительно основных конкурентов и темпам роста продаж. Матрица образована двумя показателями:

темпом роста объема продаж, который рассчитывается как индекс физического объема продаж товаров предприятий, работающих на рынке;

относительной долей рынка, определяемой отношением доли рынка анализируемого предприятия к доле основного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля предприятия считается высокой, если меньше - низкой.

В основу данной матрицы положены следующие гипотезы: чем больше темп роста объема продаж (индикатор привлекательности рынка), тем больше возможности для развития предприятия; чем больше доля рынка (индикатор конкурентоспособности товаров), тем сильнее на нем позиции предприятия.

В немалой степени популярность матрицы обусловлена образной выразительностью названий ее секторов (рисунок 3.2).

Рисунок 3.2. - Матрица "рост рынка - доля рынка"*

*Источник; [9, с.211].

Товары, именуемые "дойными коровами" (медленный рост объема продаж / высокая доля рынка), имеют большую долю на медленно развивающемся рынке. Они являются основным источником доходов, которые можно использовать для поддержки других товаров.

"Звезды" (быстрый рост продаж/высокая доля рынка) - это товары, имеющие значительную долю рынка, спрос на них растет высокими темпами. Они требуют затрат для обеспечения дальнейшего роста и при затруднениях в финансировании в будущем обещают стать "дойными коровами" (генераторами прибыли).

"Дикие кошки", или "вопросительные знаки", незначительно воздействуют на рынок (маленькая доля рынка) даже при быстром росте продаж. Так как ведущее положение на рынке занимают товары конкурентов, то для поддержания или увеличения доли рынка в условиях сильной конкуренции нужны значительные средства. Предприятие должно решить, следует ли увеличить расходы на продвижение своих товаров, активнее искать новые каналы сбыта, улучшить характеристики товаров или уйти с рынка. Следовательно, в перспективе такие товары могут стать "звездами" или исчезнуть с рынка.

"Собаки" - это товары с ограниченным объемом сбыта (незначительная доля рынка) в зрелой или сокращающейся отрасли (медленный рост продаж). Поэтому они значительно отстают от конкурентов по объему сбыта и от этих товаров необходимо избавляться как можно быстрее, так как их присутствие на рынке может нанести ущерб репутации предприятия.

Точное знание места расположения товаров на матрице позволяет оценивать перспективы их сбыта. Возможные успехи деятельности предприятия в перспективе определяются выбором направлений и масштабов перераспределения финансовых средств от "дойных коров" в пользу "звезд" и "диких кошек". Одновременно следует учитывать, что "звезды" будут превращаться в "дойных коров", "дикие кошки" перейдут либо в разряд "звезд", либо "собак".

На основе матрицы "рост рынка - доля рынка" в зависимости от цели предприятия может быть выбрана любая из предложенных стратегий: атакующая, оборонительная, отступления (таблица 3.2) [7, с.611].

Таблица 3.2. - Альтернативные стратегии в матрице "рост рынка - доля рынка"

Цель предприятия

Вид стратегии

Завоевание или расширение доли рынка

Атакующая

Сохранение имеющейся доли рынка

Оборонительная

Уход с рынка

Отступления

Атакующая стратегия предполагает активную, агрессивную позицию предприятия на рынке и преследует цель завоевать и расширить рыночную долю. Использование данной стратегии целесообразно: а) если доля рынка ниже необходимого минимума или она (доля) резко сократилась в результате действий конкурентов; б) для более быстрого внедрения нового товара на рынок; в) при политике расширения производства, затраты на которое могут окупиться лишь при значительном объеме продаж; г) когда появляется реальная возможность при относительно небольших затратах увеличить рыночную долю в результате потери своих позиций конкурентами. Проведение атакующей стратегии сопряжено со значительными трудностями при работе на рынках с высокой степенью монополизации и при предложении товаров, которые плохо поддаются дифференциации.

Оборонительная стратегия предполагает сохранение предприятием имеющейся доли рынка и удержание своих позиций. Она может быть использована при удовлетворительной позиции предприятия, в случае недостатка средств для проведения атакующей стратегии, в ситуации, когда предприятие опасается осуществлять атакующую стратегию из-за возможных сильных ответных мер со стороны конкурентов. Оборонительную стратегию часто применяют крупные предприятия на известных для них рынках. В то же время подобная стратегия таит в себе опасность. Она требует оценки действий конкурентов и внимания к вопросам развития научно-технического прогресса. Если обороняющееся предприятие вовремя не заметит научно-технические достижения конкурентов, позволяющие им снизить издержки производства, то это подорвет его позиции и может заставить уйти с рынка.

Стратегия отступления является, как правило, вынужденной, а не сознательно выбираемой. Она предполагает как постепенное прекращение рыночного присутствия, так и полное сворачивание коммерческих операций.

Модель конкуренции по М. Портеру строится на способности предприятия реализовать свое конкурентное преимущество на рынке в зависимости не только от уровня конкуренции, но и от других конкурентных сил (рисунок 3.3).

Рисунок 3.3. - Конкурентные силы рынка*

*Источник: [11, с.21].

Взаимодействие представленных на рисунке 3.3. пяти сил определяет потенциал рентабельности рынка. Для получения прибыли выше средней предприятие должно иметь конкурентные преимущества - более низкие издержки и специализацию. Под более низкими издержками понимается не просто меньшая, чем у конкурентов, сумма затрат на производство, а способность предприятия разрабатывать, производить и реализовывать товар более эффективно, чем это делают конкуренты, т.е. с меньшими затратами и в более короткие сроки осуществлять весь цикл операций с товаром. Специализация - это непростая сосредоточенность предприятия на предложении только определенного круга товаров, а его способность удовлетворять особые потребности покупателей и получать за это премиальную цену, т.е. цену в среднем более высокую, чем у конкурентов. Добиться таких конкурентных преимущест в можно посредством выбора целевого рынка и применения стратегий массового, дифференцированного и концентрированного маркетинга.

Выбор целевого рынка - определение наиболее подходящего и выгодного для предприятия сегмента рынка, на который следует направить хозяйственную деятельность, учитывая, что предложенный товар будет удовлетворять запросы как можно большего числа покупателей. Такое положение на рынке соответствует стратегии массового маркетинга, который предполагает достижение конкурентных преимуществ по издержкам и используется на насыщенном и однородном рынке. Эта стратегия сопряжена со стандартизированным товарным предложением предприятия, соответствующим запросам большого числа покупателей. Недостатки данной стратегии состоят в том, что концентрация на снижении затрат часто ведет к неспособности своевременно распознавать изменения конъюнктуры рынка, а непредсказуемые изменения макросреды (например, повышение стоимости сырья и энергии) может свести на нет преимущество перед конкурентами по ценам.

Когда ассортимент продукции предприятия достаточно широк, для него больше подходит стратегия дифференцированного маркетинга, который предусматривает различное товарное предложение для достаточно большого количества сегментов рынка. Такая стратегия требует высоких затрат, не обеспечивает экономии на масштабах, но дает возможность предприятию упрочить свои конкурентные позиции, защитив их широким охватом рынка и глубоким проникновением в новые сегменты.

Стратегия концентрированного маркетинга предполагает, что предприятие фокусирует свои усилия на одном или нескольких немногочисленных сегментах рынка и предлагает товары в расчете на удовлетворение потребностей именно этой группы покупателей. Лидерство в специфическом сегменте достигается через низкие затраты и цены, или через уникальность предложения, или через то и другое вместе. Данная стратегия довольно привлекательна для предприятий с ограниченными ресурсами, когда вместо сосредоточения усилий на небольшой доле большого рынка они предпочитают концентрировать свою деятельность на большой доле одного или нескольких рыночных сегментов. Предприятию удается добиться определенной экономии в своей деятельности за счет узкой специализации и направленности работы.

Такая стратегия имеет, однако, довольно высокий риск, так как она ориентирована на небольшое число сегментов или один сегмент, который может не оправдать надежд или оказаться объектом аналогичной политики конкурентов. Поэтому более безопасной и стабильной с точки зрения коммерческих успехов представляется стратегия дифференцированного маркетинга, предполагающая работу предприятия одновременно на нескольких рыночных сегментах.

Коммерческий успех предприятия предопределяется не только нахождением своего рынка, но и удачным поиском на нем достаточно свободного места (рыночной ниши), т.е. ограниченной по масштабам с четко очерченным числом потребителей сферы деятельности, позволяющей предприятию реализовать свои конкурентные преимущества. Размер ниши определяется масштабом потребительских сегментов, т.е. численностью потенциальных покупателей, составляющих этот сегмент, и таким фактором, как склонность к потреблению. Иными словами, это сумма средств, которую в среднем может выделить на закупку продукции данного товарного сектора покупатель из данного сегмента, или натуральное количество товара, которое способен приобрести данный сегмент покупателей [17, с.321]. Емкость отдельной рыночной ниши может быть рассчитана по формуле

или ,(3.1)

где - емкость рынка j-го потребительского сегмента применительно к j-му товарному сектору;

mi - численность возможных покупателей в i-м потребительском сегменте;

- среднепокупательский финансовый потенциал по i-му потребительскому сегменту;

- уровень возможных расходов i-го сегмента на приобретение продукции j-го товарного сектора;

- натуральное количество приобретаемых товаров на единицу i-го сегмента по j-му товарному сектору.

Если просуммировать емкости всех потребительских сегментов по j-му товарному сектору, то емкость рынка по j-му товарному сектору (ЕРj) составит:

или , (3.2)

Суммируя емкость рынка по всем товарным секторам, составляющим его, получаем общую емкость рынка (ЕР):

(3.3)

Доля каждой ниши в общей емкости рынка (доля ниши nij) определяется отношением

Доля ниши nij = ЕРij / ЕР. (3.4)

Ниши могут быть вертикальными и горизонтальными (возможны и сочетания). Маркетинг, ориентированный на вертикальную нишу, должен быть направлен на удовлетворение запросов разных групп потребителей в одной или в схожих ассортиментных позициях продукции. Маркетинг, ориентированный на поиск горизонтальный ниши, должен быть направлен на удовлетворение запросов одной или близких групп потребителей в продукции различного ассортимента. Это предполагает целесообразность расширения ассортимента продукции или услуг для потребителей независимо от того, существует ли между этой продукцией или услугами тесная связь. Удачный поиск ниши совсем не означает, что она найдена навсегда. Рано или поздно появится конкурент, который будет пытаться "втиснуться" в эту же нишу. Поэтому всегда следует искать следующую нишу, пока действует имеющаяся. Открытая новая ниша со временем превращается в рынок для массового производства

заключение

Конкуренция - борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция. С экономической точки зрения, конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. В экономической литературе принято разделять конкуренцию по ее методам на: ценовую (конкуренцию на основе цены); неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).

Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.

Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).

В зависимости от интенсивности конкуренции в этой среде фирма прогнозирует цены на те или иные товары, организует свою сбытовую деятельность.


Несмотря на то, что каждый рынок имеет свой уникальные особенности, всё же есть нечто общее в том, как осуществляется конкуренция на разных рынках, и этого вполне достаточно, чтобы сказать, что суть конкуренции может быть выражена единой аналитической концепцией, используемой для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции.

В данной курсовой работе рассмотрены основные методы оценки конкурентоспособности организаций и определены направления ее повышения.

список использованных источников

1. Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 224 с.

2. Забелин П. В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления.: - М.: Информационно-внедренческий центр “Маркетинг”, 2004. - 195 с.

3. Игольников Г.Н., Патрушев Е.А. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства // Российский экономический журнал. - 2005. - № 11. - с.108-111.

4. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: - Спб.: Питер, 2000. - 284 с.

5. Котлер Ф. Основы маркетинга: - М.: Прогресс, 2003. - 736 с.

6. Лифшиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. - М.: Юрайт-М, 2001. - 224 с.

7. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. - М.: Республика, 1992. - 799 с.

8. Маркетинг / Под ред. Кредисова А.И. - К.: Украина, 2003. - 399 с.

9. Маркетинг. Словарь / Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А. - М.: ОАО “НПО “Экономика”, 2000. - 362 с.

10. Маршалл А. Принципы экономической науки, т.1. Пер. с англ. - М.: Издательская группа “Прогресс”, 1993. - 263 с.

11. Портер, Майкл Э. Конкуренция.: Пер. с англ. М.: Издательский дом “Вильямс”, 2003. - 496 с.

12. Рыночная экономика: Словарь. / Под общ. Ред.Г.Я. Кипермана - М.: Республика, 2003. - 524 с.

13. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 170 с.

14. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 312 с.

15. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: Издательско-книготорговый центр “Маркетинг”, 2002. - 892 с.

16. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Дело, 2001. - 448 с.

17. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. -М.: Финансы и статистика, 2002. - 528 с.

18. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления. / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 843с.

19. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг: - М.: Экономика, 1993. - 335 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Организация работы слесарно-механического цеха предприятия АТП
Курсовая работа Управление ценовой политикой предприятия ОАО "Казахмыс"
Курсовая работа Правовые системы современного мира
Курсовая работа Значение выбора цвета при разработке фирменного стиля
Курсовая работа Современные подходы к оценке качества сестринской помощи
Курсовая работа Олигополия
Курсовая работа Трудовой коллектив и создание эффективной команды
Курсовая работа Розвиток зв’язного мовлення учнів початкових класів на уроках української мови
Курсовая работа Система профориентационной работы классного руководителя
Курсовая работа Проект мероприятий по повышению качества обслуживания на примере гостиницы "Приокская"
Курсовая работа Конкурентная среда и ее воздействие на экономику предприятия ОАО "Хлебозавод № 1"
Курсовая работа Договор перевозки морским транспортом
Курсовая работа Оценка эффективности управления активами предприятия
Курсовая работа Программа финансового оздоровления предприятия
Курсовая работа Модели проектных групп