Конспект лекций по предмету "Банковское право"


Расчеты по инкассо

Расчеты по инкассо
Термин „инкассовые операции“ используется для обозначения различных действий кредитных организаций, направленных на получение от должника (плательщика) платежа и (или) акцепта. Они совершаются на основании инкассового поручения получателя платежа от его имени и за его счет. При некоторых видах инкассовых операций на банк может возлагаться обязанность выдать плательщику коммерческие документы при получении от него акцепта и (или) платежа.
Инкассовая операция является абстрактной сделкой, независимой от договора между плательщиком и получателем средств, по которому производятся расчеты.
Инкассовое поручение может быть оформлено как с помощью различных расчетных документов (платежное требование, платежное требование-поручение, инкассовое поручение), так и иным способом (чек, вексель).
Банк, получивший от клиента инкассовое поручение, называется банком-эмитентом. Банк, который предъявляет требование о платеже и (или) акцепте непосредственно обязанному лицу, называется исполняющим.
В тех случаях, когда банк-эмитент осуществляет расчетно-кассовое обслуживание и плательщика, и получателя средств, он одновременно является исполняющим банком. Эту же роль банк-эмитент выполняет и в тех случаях, когда в соответствии с банковскими правилами получатель средств обязан направить расчетные документы непосредственно в этот банк, минуя свой собственный. Так, в соответствии с п.285 Правил Госбанка N 2 инкассовые поручения с приложением исполнительных документов, а также распоряжения на списание средств со счетов одногородних плательщиков представляются взыскателем на инкассо непосредственно учреждению банка, где ведется счет плательщика.
Платежи в порядке инкассо могут осуществляться как с акцептом, так и без акцепта плательщика - в случаях, предусмотренных законодательством.
Если расчеты осуществляются с акцептом плательщика (акцептная форма) или речь идет только о получении акцепта от обязанного лица, то на банк-эмитент возлагаются следующие обязанности:
а) обеспечить предъявление обязанному лицу требования совершить платеж и (или) акцепт вместе с соответствующими документами;
б) обеспечить зачисление на счет получателя соответствующих средств или вручить ему акцептованные документы, если платеж или акцепт был произведен плательщиком.
Если расчеты производятся без акцепта плательщика, а представленные получателем документы полностью соответствуют требованиям законодательства, то на банк-эмитент возлагается обязанность обеспечить бесспорное (безакцептное) списание средств со счета плательщика - при наличии на нем денег и зачислить полученную сумму на счет получателя платежа.
Поскольку банк-эмитент, выполняющий инкассовое поручение, действует от имени своего клиента и за его счет, то этот банк является его представителем.
Банк-эмитент, получивший поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения иной банк (исполняющий банк), направив ему при этом соответствующие документы. Законодательство РФ о совершении инкассовых операций допускает направление расчетных документов из банка в банк при отсутствии между ними договорных отношений.
В отличие от банковского перевода, исполняющий банк не может быть привлечен к исполнению инкассового поручения на основании ст.313 ГК (возложение исполнения обязательства на третье лицо). Инкассирование предполагает получение денег от обязанного лица. В этом случае требование совершить платеж (или акцепт), обращенное к обязанному лицу, должно быть заявлено не его кредитором, а третьим лицом. Платеж третьему лицу может привести к погашению обязательства только в том случае, когда это третье лицо имеет от кредитора соответствующие полномочия, т. е. является его поверенным. В противном случае должник рискует совершить платеж ненадлежащему лицу. Следовательно, исполняющий банк может быть только представителем кредитора - получателя платежа. Таким образом, исполняющий банк привлекается банком-эмитентом к выполнению инкассовой операции на основании передоверия. Отношения представительства между получателем средств и банком плательщика (исполняющим банком) в этом последнем случае возникают непосредственно из закона и факта получения банком плательщика инкассового поручения.
Своеобразие инкассовой операции проявляется в двойственном правовом положении банка плательщика. С одной стороны, предъявляя своему клиенту документы с требованием платежа (или акцепта) и направляя полученные суммы (акцепт) банку получателя средств, банк плательщика действует как исполняющий банк, т. е. как представитель получателя средств. С другой стороны, производя списание денег со счета своего клиента на основании акцептованных им документов, банк плательщика действует как представитель плательщика. Двойное представительство в банковском деле - нормальное явление.
В то же время ЦБР не может считаться представителем получателя средств именно потому, что инкассовое поручение последнего ему не направляется.
Указанная выше особенность инкассовой операции изменяет момент исполнения обязательства по платежам за поставленную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги). В силу ст.316 ГК РФ местом исполнения денежного обязательства является место нахождения кредитора - юридического лица в момент возникновения обязательства. Однако определенное ГК РФ место исполнения денежного обязательства может быть изменено законом, обычаями делового оборота или предполагаться иным в связи с существом обязательства. Механизм инкассовой операции, указанной выше, предполагает совсем другое (в силу существа рассматриваемых отношений) место исполнения денежного обязательства, чем это определено условно диспозитивной нормой ст.316 ГК РФ. Платеж представителю кредитора погашает денежное обязательство (как если бы он был совершен самому кредитору) именно в месте нахождения представителя (а не кредитора). Таким представителем кредитора, который непосредственно от должника-плательщика получает сумму его долга, является исполняющий банк. Отсюда следует, что обязательство плательщика произвести расчеты с получателем средств за поставленную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) прекращается в месте нахождения исполняющего банка. Моментом исполнения этого денежного обязательства следует считать момент списания суммы долга с расчетного счета плательщика. Именно с этого момента денежное обязательство плательщика о совершении расчетов считается выполненным надлежащим образом.
Порядок осуществления расчетов по инкассо регулируется Положением о расчетах, пп.25, 26, 279-292, 305 Правил Госбанка N 2, телеграммой ЦБР от 02.09.92 N 218-92, письмом ЦБР от 30 июня 1994 г. N 98.
Так как при расчетах, в порядке инкассо денежное обязательство плательщика считается исполненным в момент списания средств с его счета, то в дальнейшем получатель платежа приобретает право требовать не полученную им сумму от банков, участвующих в инкассовой операции.
Поскольку банк-эмитент и исполняющий банк являются представителями получателя платежа, то каждый из них может быть привлечен доверителем к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения. При этом следует исходить из того, что между этими банками у получателя платежа существуют договорные отношения, поэтому они могут быть привлечены именно к договорной (а не внедоговорной) ответственности. Этот вывод, очевидный по отношению к банку получателя (банку-эмитенту), нуждается в пояснении применительно к банку плательщика (исполняющему банку). Между исполняющим банком и получателем платежа складываются договорные отношения по выполнению конкретной инкассовой операции. Поэтому в соответствии с п.3 ст.874 ГК РФ исполняющий банк может быть привлечен к ответственности перед получателем средств за ненадлежащее исполнение его поручения. В частности, требование получателя средств к банкам о выплате основной суммы средств, списанных со счета плательщика, является требованием об исполнении обязательства в натуре.
Если расчетная операция была не исполнена или исполнена ненадлежащим образом по вине ЦБР, то получатель средств не имеет права предъявить к нему прямое требование из-за отсутствия между ними договорных отношений (ЦБР не является представителем получателя средств). В этом случае требование о возмещении убытков получатель средств вправе предъявить исполняющему банку. В силу ст.313 и 403 ГК РФ этот банк отвечает за действия ЦБР. Уплаченные суммы банк плательщика может взыскать в порядке регресса с непосредственного виновника - ЦБР.
Банк, получивший от банка-эмитента инкассовое поручение вместе с необходимыми документами, обязан совершить для его исполнения следующие действия.
При акцептной форме расчетов:
а) произвести формальную проверку поступивших документов с точки зрения их соответствия законодательству, банковским правилам и обычаям;
б) предъявить поступившие документы плательщику для акцепта;
в) в случае акцепта плательщиком поступившего требования и наличия денег на счете произвести списание средств и обеспечить их перевод в банк получателя платежа для зачисления на его счет.
При бесспорном (безакцептном) списании средств:
а) произвести формальную проверку поступивших документов с точки зрения их соответствия законодательству, банковским правилам и обычаям;
б) при наличии денег на счете плательщика списать требуемую сумму и обеспечить ее перевод в банк получателя платежа для зачисления на его счет.
2. Формы платежного требования (0401061), платежного требования-поручения (0401064) и инкассового поручения (0401061) установлены Указанием ЦБР от 3 декабря 1997 г. N 51-У „О введении новых форматов расчетных документов“.
В платежном требовании должны быть следующие реквизиты:
1) наименование расчетного документа;
2) дата и номер расчетного документа;
3) вид платежа;
4) условие оплаты;
5) срок для акцепта;
6) наименование плательщика, его идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); номер его расчетного счета;
7) наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК); номер его корреспондентского счета;
8) наименование и местонахождение банка получателя средств; его банковский идентификационный код (БИК); номер его корреспондентского счета;
9) наименование получателя средств, его идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); номер его расчетного счета;
10) сумма прописью и цифрами;
11) срок платежа;
12) очередность платежа;
13) вид оплаты;
14) наименование товара, выполненных работ, оказанных услуг;
15) подписи и печать получателя средств;
16) поле для отметок банка получателя и отметок о частичных платежах;
17) дата помещения в картотеку.
В платежном требовании в поле „Условие оплаты“ получатель средств указывает „без акцепта“ или „с акцептом“. При безакцептном списании в поле „Условие оплаты“ делается ссылка на соответствующий федеральный закон, предоставивший получателю средств право на безакцептное списание средств. При использовании бланка платежного требования в качестве инкассового поручения (распоряжения) поля „Условие оплаты“, „Срок для акцепта“ не заполняются, в поле „Наименование товара, выполненных работ, оказанных услуг ...“ указываются наименование взыскания, ссылка на законодательство, наименование, номер и дата документа, на основании которого производится взыскание.
Форма платежного требования-поручения схожа с формой платежного требования с той разницей, что в первом отсутствует реквизит „Условие оплаты“, но дополнительно введено поле для акцепта плательщика.
Платежные требования, платежные требования-поручения, инкассовые поручения, выписанные не на установленных типовых формах, банками к исполнению не принимаются (Шевчук Д.А. Банковские операции. Принципы. Контроль. Доходность. Риски. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007).
При проверке инкассового поручения и приложений к нему определяется правильность их оформления, наличие реквизитов, ссылок на нормативные акты и т. п. При этом документы, прилагаемые к инкассовому поручению, должны соответствовать ему по внешним признакам (Шевчук Д.А. Учет в банках: Конспект лекций. - Ростов-на-дону: Феникс, 2007). Например, в практике были случаи, когда наименование взыскателя в инкассовом поручении не совпадало с наименованием взыскателя в приложенном к нему приказе арбитражного суда. Если банк выявит какие-либо недостатки в представленных ему документах, препятствующие исполнению поручения, он обязан немедленно известить лицо, от которого это поручение было непосредственно получено. Таким лицом может быть либо банк-эмитент, либо сам получатель средств. После этого исполняющий банк вправе приостановить выполнение поручения, не впадая в просрочку. Срок для устранения указанных недостатков в ГК не определен. Вероятно, речь может идти о „разумном“ сроке, необходимом, чтобы получить уведомление исполняющего банка по почте (или с использованием иных видов связи), а также составить и отослать ответ. Если инкассовое поручение поступило в исполняющий банк от банка-эмитента, то адресатом его уведомления будет получатель средств. В этом случае уведомление должно быть первоначально отослано банку-эмитенту, а срок для ответа - соответственно увеличен. При неустранении указанных недостатков в разумный срок банк вправе возвратить документы без исполнения.
Если расчеты производятся с согласия (акцепта) плательщика, то исполняющий банк обязан предъявить ему соответствующий экземпляр расчетного документа вместе с прилагаемыми к нему документами, если таковые имеются. Они предъявляются плательщику для акцепта в той форме, в которой получены, за исключением отметок и надписей банка, необходимых для оформления инкассовой операции. Если расчеты осуществляются с помощью платежных требований и платежных требований-поручений, то в соответствии с письмом ЦБР от 30 июня 1994 г. N 98 другой соответствующий экземпляр этих расчетных документов помешается в картотеку к внебалансовому счету N 9927 „Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты“ (картотека N 1). Платежные требования оплачиваются в порядке предварительного отрицательного акцепта, а платежные требования-поручения - в порядке предварительного положительного акцепта. Срок акцепта - 3 рабочих дня, не считая даты поступления в банк расчетных документов.
П.1 ст.15 Федерального закона от 14 июля 1997 г. „О государственном регулировании агропромышленного производства“ предусматривает, что расчеты между юридическими лицами - покупателями и поставщиками сельскохозяйственной продукции должны осуществляться по инкассо, если иной порядок не предусмотрен договором. При этом установлен специальный срок для акцепта: общий срок - до 10 дней, а по скоропортящимся товарам - до 5 дней после поступления расчетных документов в банк плательщика. В связи с этим возник вопрос толкования указанной нормы применительно к деятельности исполняющего банка, обслуживающего платежи за сельскохозяйственную продукцию.
В письме от 26.09.97 г. N 03а-31-1/992, адресованном в Ассоциацию российских банков, ЦБР сообщил, что анализ ст.15 вышеназванного Закона и применяемых в банковской практике обычаев делового оборота позволяет сделать вывод о возможности расчетов потребителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с товаропроизводителями на основании выставляемых последними платежных требований, являющихся расчетным инструментом для списания средств со счетов плательщиков в случаях, когда инкассовая форма предусмотрена в договорах между поставщиками и покупателями и их банками по ранее отгруженным (отпущенным) материальным ценностям, выполненным работам, оказанным услугам и другим претензиям, счета по которым не оплачены плательщиками, и оплачиваемых покупателями в порядке предварительного акцепта (Шевчук Д.А. Учет в банках: Конспект лекций. - Ростов-на-дону: Феникс, 2007).
При выборе сроков для акцепта обслуживающему банку следует руководствоваться указаниями клиента о характере оплачиваемой продукции. Принимая во внимание то обстоятельство, что вышеназванным Законом общий срок предварительного акцепта увеличен по сравнению с нормативным до 10 дней, а по скоропортящимся товарам - до 5 дней, при оформлении поставщиком платежного требования в правом верхнем углу документа должна быть проставлена соответствующая надпись „срок акцепта 10 дней“, либо „срок акцепта 5 дней“.
Плательщик вправе отказаться от акцепта платежных требований по основаниям, предусмотренным в договоре, с обязательной ссылкой на его пункт и указанием мотива отказа. Отказ от акцепта составляется по установленной форме. При неполучении в трехдневный срок (или другой срок, установленный законодательством) отказа от акцепта платежных требований они считаются акцептованными и подлежат оплате.
В платежном требовании заключаются, во-первых, инкассовое поручение банку получить причитающиеся клиенту денежные средства и, во-вторых, адресованное к плательщику требование о совершении платежа по ранее возникшему денежному обязательству. Последнее требование не может быть рассмотрено как оферта, адресованная плательщику, поскольку его обязательство произвести расчеты ранее уже возникло на основании соответствующего договора. В связи с этим п.2 ст.438 ГК, предусматривающий условия, при которых молчание признается акцептом, в данном случае неприменим.
Согласие клиента на списание средств с принадлежащего ему счета является односторонней сделкой, порождающей для обслуживающего банка обязанность списать средства и направить их получателю. Следовательно, для изменения или отмены этой сделки достаточно волеизъявления совершившего ее лица. Поэтому до тех пор, пока сумма платежного требования еще не списана с корсчета банка плательщика, плательщик вправе отменить свой акцепт.
При расчетах платежными требованиями-поручениями согласие плательщика оформляется подписями лиц, уполномоченных распоряжаться расчетным (текущим) счетом, и оттиском печати на соответствующих экземплярах.
При отсутствии средств на счете плательщика акцептованные им расчетные документы помещаются в картотеку к внебалансовому счету N 90902 „Расчетные документы, не оплаченные в срок“ (картотека N 2).
Для предъявления к платежу векселей, переданных банку на инкассо, законодательством установлены иные правила. В соответствии с частью III разд.2 Рекомендаций по использованию векселей в хозяйственном обороте, сообщенных письмом ЦБР от 9 сентября 1991 г. N 14-3/30 „О банковских операциях с векселями“, для инкассирования передается вексель, снабженный препоручительной подписью на имя банка. Приняв вексель на инкассо, банк обязан своевременно переслать его по месту платежа, о чем известить плательщика повесткой (Шевчук Д.А. Основы банковского аудита: Конспект лекций. - Ростов-на-дону: Феникс, 2007).
Исполняющий банк предъявляет долговые документы плательщику в срок, установленный ими для исполнения соответствующего денежного обязательства. Поэтому совершенно необходимо, чтобы они поступили в исполняющий банк заблаговременно. В противном случае последний не может нести ответственность за несвоевременное предъявление долговых документов обязанному лицу.
Если документы подлежат оплате по предъявлении, исполняющий банк должен представить их к платежу немедленно по получении. Если же документы подлежат оплате в иной срок, он должен представить их к акцепту немедленно, а к платежу - в день срока исполнения соответствующего денежного обязательства, обозначенного в самом документе.
Срок для предъявления к акцепту или платежу простого или переводного векселя исчисляется по правилам, установленным ст.21-23, 34-37, 72-74 Положения о переводном и простом векселе, утв. постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. N 104/1341, и субсидиарно - ст.190-194 ГК в части, не противоречащей Положению. При исчислении срока по другим денежным обязательствам следует руководствоваться ст.190-194 ГК.
Частичные платежи могут быть приняты в случаях, когда это установлено банковскими правилами либо при наличии специального разрешения в инкассовом поручении.
Возможность частичных платежей при расчетах платежными требованиями, платежными требованиями-поручениями предусмотрена банковскими правилами (Указание ЦБР от 3 декабря 1997 г. N 51-У „О введении новых форматов расчетных документов“).
Право обязанного лица производить частичные выплаты по векселю предусмотрено ст.39 Положения о переводном и простом векселе.
В соответствии с п.4.9 Положения о расчетах чек с грифом „Россия“ должен быть оплачен только в полной сумме.
Средства, списанные им со счета плательщика (инкассированные суммы), исполняющий банк обязан немедленно перечислить в распоряжение банка-эмитента. Это означает, что исполняющий банк должен либо зачислить эти средства на корсчет банка-эмитента (при наличии прямых корреспондентских отношений), либо дать поручение ЦБР о переводе платежа на корсчет банка-эмитента в РКЦ для зачисления его на счет получателя. В этом случае ЦБР привлекается к выполнению операции по переводу денежных средств на основании ст.313 ГК РФ.
Требование ГК о „немедленном“ совершении исполняющим банком указанных выше действий означает, что он должен осуществить их без промедления в сроки, определяемые банковскими правилами и банковскими обычаями для расчетных операций.
Исполняющий банк вправе удержать из инкассированных им сумм причитающееся ему вознаграждение, возмещение издержек и расходов, если иной порядок указанных выплат не установлен договором или банковскими правилами. При наличии прямых корреспондентских отношений между банком-эмитентом и исполняющим банком они вправе по-иному решить вопрос о совершении рассматриваемых платежей. Например, они могут списываться исполняющим банком с корреспондентского счета банка-эмитента, открытого в исполняющем банке, в безакцептном порядке.
Действующее законодательство не содержит механизма реализации этой нормы. В частности, при этом возникает проблема определения размера вознаграждения исполняющего банка. Ее можно решить, руководствуясь п.3 ст.424 ГК РФ.
П.1 ст. 876 ГК РФ обязывает исполняющий банк, если платеж и (или) акцепт им не были получены, уведомить банк-эмитент с указанием конкретных причин.
При расчетах платежными требованиями и платежными требованиями-поручениями в качестве извещения можно использовать один из экземпляров этих расчетных документов с отметкой исполняющего банка о факте и причинах отказа от акцепта. Исполняющий банк должен направить такое извещение:
а) при расчетах платежными требованиями - если в трехдневный срок получит заявление плательщика об отказе от акцепта;
б) при расчетах платежными требованиями-поручениями - если не получит от плательщика в этот же срок платежное требование-поручение, оформленное печатью и подписями уполномоченных лиц.
Ответственность за необоснованный отказ несут плательщики, а не их банки. Споров по существу банки не рассматривают. Исполняющий банк обязан лишь проверить, правильно ли оформлено заявление об отказе от акцепта платежного требования, в т. ч. - наличие в нем основания для отказа и ссылки на пункт договора между плательщиком и получателем средств, которым это основание установлено.
Банк-эмитент обязан немедленно информировать клиента о неполучении платежа и (или) акцепта и о причинах этого и запросить от него указания относительно дальнейших действий.
При неполучении таких указаний в срок, установленный банковскими правилами, а при его отсутствии в разумный срок исполняющий банк вправе возвратить документы банку-эмитенту.
Действующими банковскими правилами такой срок не установлен, поэтому речь может идти только о разумном сроке.
Дальнейшие указания клиента могут касаться, например, совершения протеста переводного или простого векселя в неплатеже или неакцепте. Следует помнить, что по общему правилу банк, действующий на основании препоручительного (инкассового) индоссамента, не обязан совершать протест векселя, если эта обязанность прямо не предусмотрена инкассовым поручением. Поэтому, учитывая, что законодательство устанавливает довольно краткие сроки для совершения протеста векселя в неплатеже, такие указания следует давать банку одновременно с передачей векселя на инкассо.
На практике возник вопрос, как сочетается правило коммент. статьи с п.2 ст.6.
Дело в том, что в соответствии с п.2 коммент. статьи исполняющий банк вправе вернуть расчетные документы взыскателю только при неполучении от него ответа в разумный срок. Между тем действующее Положение о расчетах в Российской Федерации не содержит механизма реализации этого права. Поэтому на практике коммерческие банки либо вовсе не направляют указанное извещение, либо направляют в произвольной форме, что неэкономично. В любом случае неисполненные исполнительные документы помещаются в картотеку N 2 и находятся там неопределенно долго.
С другой стороны, в соответствии с п.2 ст.6 Закона об исполнительном производстве на банки возложена обязанность в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя исполнить содержащееся в этом документе требование о взыскании денежных средств либо сделать отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.
Хотя в Законе об исполнительном производстве нет прямого указания на необходимость возврата исполнительного документа взыскателю после проставления на нем указанной отметки, но такой вывод как бы логично вытекает из п.2 ст.6 Закона: нет смысла ставить отметку об отсутствии средств именно в трехдневный срок, если он не должен возвращаться взыскателю.
Представляется, что при отсутствии средств на счете плательщика банк обязан поместить исполнительный документ в картотеку N 2 и немедленно (очевидно, с учетом сроков, установленных ст.849 ГК) направить соответствующее уведомление взыскателю. Через три дня после получения этого исполнительного документа банк обязан сделать на нем отметку об отсутствии средств на счете и снова поместить его в картотеку N 2, ожидая ответа от банка-эмитента (взыскателя). При неполучении ответа в разумный срок банк получает право вернуть исполнительный документ банку-эмитенту (взыскателю).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.