Конспект лекций по предмету "Реставрация"


Реставрационная деятельность в СССР.

В ноябре 1917г. была создана всероссийская коллегия по охране памятников, которая имела свои отделения в Москве и Петрограде. В 1918г. был издан декрет о запрете вывоза за границу предметов старины и искусства; тогда же – о реставрации памятников из частных коллекций; тогда же – о признании художественных ценностей достоянием. Таким образом, государство впервые брало под свою охрану все художественное достояние.
В 1918г. при Наркомпросе была создана всероссийская комиссия по раскрытию памятников искусства. Позже она стала называться «Комиссия по делам реставрации». Директором был И.Э. Грабарь – выдающийся художник, искусствовед, учёный. При комиссии были созданы мастерские по реставрации живописи, архитектуры, предметов ДПИ. В составе комиссии были известные теоретики и практики в области реставрационного дела: А.И. Анисимов, П.Д. Барановский, Г.О. Чириков, Е.И. Брянин, П.И. Юкин и др. Силами этих мастерских проводились работы во Владимире, Угличе, Рязани, Москве, Новгороде, Пскове, Казани, Самарканде. За первые три года было укреплено и расчищено около 150м2 живописи.
В 1924г. комиссия была преобразована вЦентральные Государственные Реставрационные Мастерские (ЦГРМ), которые стали единственным производственным и научным центром в России. Директор – И.Э. Грабарь. ЦГРМ имели свои филиалы. В ЦГРМ была создана физико-химическая лаборатория, разработаны методы рентгенографирования при послойной расчистке живописи. Грабарь готовит методичку по раскрытию живописи.
В 1921г. была I Всероссийская Реставрационная конференция, где был обобщён опыт предыдущих годов в реставрации и утверждены её основные принципы. Грабарь писал, что «если раскрытие не вызывает особых возражений, то на пути восстановления нас ожидают дебри, в которых легко заблудиться. Именно в этом направлении были совершены наибольшие вандализмы, причём нередко во всеоружии науки и с самыми благими намерениями».
В эти годы проводилось много раскрытий памятников монументальной живописи. Большинство было раскрыто в 20-30-е годы. Однако, в результате раскрытия икон, многие записи, имеющие художественную ценность, исчезли. Остались только фотографии и описания. Опыты по расслоению были в фазе испытаний.
В 1934г. ЦГРМ закрывают. Секцию древнерусской живописи из ЦГРМ переводят в Государственную Третьяковскую Галерею, которая становится руководящим органом по делам реставрации. За ведущими музеями закрепляются периферийные в целях руководства и надзирательства.
В ГТГ происходит реорганизация: образуется 4 научных отдела. Реставрационный отдел делится на два: реставрация древнерусской и новейшей живописи. Организуются физико-химические лаборатории. Методическое руководство отделом реставрации совершает ГАИМК (Государственная Академия Истории Материальной Культуры (с 1926г.), бывшая ИАК) и ИИТ (Институт Истории Технологий). Проводились лабораторные исследования с помощью УФ, рентгена, химического анализа материалов фресковой, темперной, масляной живописи. Разрабатывались способы снятия покровных лаков и масляных записей.
Сотрудниками отдела проводилась огромная работа по раскрытию памятников живописи в Новгороде, Пскове, Москве и т.д. За три года работы экспедиции в Новгороде (35-38гг) было раскрыто более 200м2 росписи церкви Спаса на Ковалёве (XIVв.). В церкви Рождества на Кладбище было расчищено около 110м2. Было раскрыто около 300м2 живописи XIVв. в церкви Спаса на Сковородке. Проводилась реставрация росписей Рублёва в Успенском соборе.
В Киеве П.И. Юкин обнаружил и раскрыл 123м2 росписей XI века в Софийском соборе. В 1939г. он снимал фрески из Троицкого собора Макарьевского монастыря тверской области, который подлежал сносу для строительства плотины.
Послевоенный период начинается с образования при Комитете по делам искусства СССР ЦХРМа (Центральные Художественно-Реставрационные Мастерские) в 1944г., которые в 1955г. передали под надзор Министерства культуры СССР. В настоящее время это ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря (Всероссийский Художественный Научно-Реставрационный Центр).
В 1958г. при МК СССР была созданаВЦНИЛКР (Всесоюзные Центральные Научно-Исследовательские Лаборатории по Консервации и Реставрации). В 1979г. ВЦНИЛКР были переименованы в ВНИИР. В составе было 16 подразделений по проблемам реставрации всех видов живописи, ДПИ, скульптуры, графики, а также научно-исследовательские отделы (физико-химические, биологические, климатологические). В настоящее время это ГосНИИР.
И ВХНРЦ и ГосНИИР выпускают периодические издания.
Стоит также упомянуть о научно-реставрационных службах в ведущих музеях (ГосЭрмитаж, Русский музей, ГТГ).
В СССР были созданы крупные научно-реставрационные и проектные объединения: «Союз Реставрации», «Российская Реставрация» - в которые входили проектные институты и реставрационные мастерские (СПРМ – союзные проектно-реставрационные мастерские). В настоящее время создано МОНРХПУ (Московскообластное Научно-Реставрационное Художественно-Производственное Управление). В этих мастерских сосредоточены основные кадры художников-реставраторов монументальной живописи.
Особенностью реставрационной деятельности последней четверти XXв. Было проведение регулярных всесоюзных конференций и совещаний по различным вопросам реставрации. Например, в 1973г. в Киеве состоялось совещание по реставрации монументальной живописи, где были подведены итоги опытов применения синтетических материалов для реставрации стенописи. Была подвергнута критике практика применения желтка куриного яйца для укрепления стенописи из-за низкой биостойкости материала. Были рассмотрены проблемы документирования реставрационного процесса. В 1978г. в Новгороде состоялась конференция по проблемам реставрации памятников монументальной живописи, где рассматривался весь комплекс проблем от теории реставрации до способов её экспонирования. В 1979г. в Тбилиси была конференция на тему «Методы и принципы восполнения утрат и копирования монументальной живописи».

Большое влияние на ход реставрационной деятельности оказала, созданная в 1965г. при МК СССР, комиссия по аттестации художников-реставраторов, которая прекратила свою деятельность в 90-е годы. По положению, разработанному этой комиссией, предполагалось 4 квалификационные категории (3, 2, 1 и высшая). Для аттестации нужно подать документы в виде отчётов (или музейные паспорта) с приложениями в виде фотофиксации, картограмм и т. д. о проведённой работе. В настоящее время, несмотря на заявления от крупнейших музеев и реставрационных организаций, восстанавливать комиссию отказываются. Так же в настоящее время федеральный совет (Научно-Методический Совет при МК СССР), который в прошлом оказывал большое влияние на методологию реставрационной деятельности, практически не работает.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.