Перед началом психодиагностического обследования необходимо получить некоторые дополнительные сведения, к которым относятся: 1) психологический анамнез (различные данные о предшествующих этапах развития ребенка); 2) информация, полученная от родителей, врачей и педагогов об особенностях поведения ребенка в различных жизненных ситуациях; 3) сведения о состоянии здоровья ребенка к моменту обследования. Психодиагностическое обследование проводится в следующих целях. 1) Выявление отклонений в развитии, которые чаще всего становятся причиной психических заболеваний, а также трудностей обучения, поведения и т. д. 2) Контроль за динамикой психического развития и успешностью применения лечебных воздействий и средств психокоррекции. 3) Обнаружение личностных особенностей ребенка, которые тормозят его социальную адаптацию. Характер обследования зависит от возраста, пола, состояния здоровья, а также образовательного уровня и этнической принадлежности больного. Обследование подростка или взрослого может длиться около часа, младшего школьника – 30–45 мин. В некоторых случаях диагностирование может проводиться в присутствии родителей и других лиц. Бывает, что проводится групповое обследование. В процессе обследования детей с нарушениями в психическом развитии, испытывающих трудности в обучении, должны использоваться программы, которые помогут в выявлении не только актуального, но и потенциального уровня. Поскольку дети с отклонениями в развитии отличаются быстрой истощаемостью, во время психодиагностического обследования следует применять небольшой набор методик. В зависимости от результатов первичного обследования может возникнуть необходимость в дополнительной диагностике с использование психофизиологических, нейропсихологических или других методов обследования. При проведении психодиагностического обследования нельзя оказывать помощь (если она не предусмотрена процедурой обследования), критиковать или усиленно хвалить ребенка. При проведении обследования немаловажное значение имеют создание комфортных условий, установление психологического контакта с ребенком, доброжелательность, снятие тревожности. В случае клинической диагностики эти факторы приобретают особую значимость.