НЛП – одно из наиболее популярных в настоящее время направлений психотерапии, которое появилось в начале 70-х гг. XX в. Основоположниками нейролинг-вистического программирования считаются Ричард Бэндлер и Джон Гриндер. С учетом НЛП у любого человека присутствует ведущая модальность—главный путь приема информации. Например, у одного человека ведущей модальностью является зрительное восприятие, у другого – слуховое и т. д. Для уточнения ведущей модальности и особенностей приема информации в НЛП применяется анализ типов сканирующего движения глаз. Для уточнения преобладающей репрезентативной системы используют метод контент-анализа наиболее часто употребляемых человеком слов. Таким образом, преобладание в употреблении соответствующего типа слов указывает на основную для данного человека репрезентативную систему. Для установки наиболее четкого взаимодействия с клиентом психотерапевту следует знать, какая именно репрезентативная система преобладает у данного человека, и использовать преимущественно вербальное или невербальное (язык мимики и жестов) общение, т. е. он должен заговорить с клиентом на его языке. После выявления доминирующей модальности человека предполагается коррекция его поведения. Она может осознаваться пациентом, а может не осознаваться (в первом случае речь идет об управлении индивидом, а во втором – о манипулировании им с помощью вербальных и невербальных методов). Целью НЛП является выработка определенной стратегии поведения, которая является желательной для конкретного человека или окружения. Главной задачей НЛП считается новое формирование личности и придание ей какой-то новой определенной формы. Этот процесс называется «рефрейминг». Рефрейминг опирается на следующие положения ней-ролингвистического программирования: 1) всякая реакция и поведение человека носят защитный характер и поэтому являются полезными (вредными они считаются лишь в том случае, если используются в несоответствующем контексте); 2) у каждого человека существует определенная модель мира, которую можно изменить; 3) у любого человека присутствуют скрытые ресурсы, при помощи которых возможно изменить субъективную модель мира. Рефрейминг осуществляется в шесть этапов: 1) определяется симптом; 2) пациенту предлагается произвести своеобразное расщепление себя на части (здоровую и патологическую) и вступить в контакт с той частью, которая отвечает за формирование и проявление симптома, и понять механизм его возникновения; 3) производится отделение симптома от первоначального мотива; 4) обнаружение новой части, которая способна удовлетворить этот мотив другими способами с «постановкой якоря» (ассоциативной связи между событиями или мыслями); 5) формирование согласия всего «Я» на новую связь (пятый и шестой этапы).