Опосредованным является запоминание с использованием промежуточного (опосредующего) звена с целью улучшения воспроизведения. Нарушение опосредованной памяти у различных групп больных исследовали С. В. Логинова и Г. В. Биренбаум. В работах А. Н. Леонтьева показано, что привнесение фактора опосредованности улучшает воспроизведение слов. Но несмотря на то что в норме фактор опосредования улучшает запоминание, оказалось, что у некоторых больных введение опосредующего звена часто не улучшает, а даже ухудшает возможность воспроизведения. Больные с нарушениями опосредованной памяти хуже запоминают слова, когда пытаются использовать опосредующее звено. Опосредование не помогает и тем больным, которые пытаются устанавливать слишком формальные связи (например, для слова «сомнение» больной нарисовал рыбу сом, потому что совпал первый слог, а для слова «дружба» – два треугольника). При анализе нарушений памяти следует учитывать личностно-мотивационный компонент. Для исследования нарушения мотивационной составляющей мнестической деятельности проводили экспериментальные исследования. Испытуемому предъявлялось около двадцати задач, которые он должен был выполнить. Этот новый мотив выступал в качестве смыслообразующего и побудительного мотива (испытуемый ставил перед собой определенную цель – воспроизвести как можно больше действий). То, что мнестическая деятельность является мотивированной, прослеживается и на примере патологии. Такие же эксперименты проводились у больных с различными формами нарушений мотивационной сферы. Оказалось, что: 1) у больных шизофренией не наблюдалось эффекта лучшего воспроизведения незавершенных заданий по сравнению с завершенными; 2) больные с ригидностью эмоциональных установок (например, при эпилепсии) гораздо чаще воспроизводили незавершенные действия по сравнению с завершенными. Подводя итоги, сравним результаты, полученные при исследовании здоровых испытуемых и испытуемых с различными психическими заболеваниями. 1) У здоровых испытуемых ВН/ВЗ = 1, 9) 2) У больных шизофренией (простая форма) ВН/ВЗ = 1, 1) 3) У больных эпилепсией ВН/ВЗ = 1, 8) 4) У больных с астеническим синдромом ВН/ВЗ = 1, 2) Итак, сопоставление результатов воспроизведения незавершенных действий у больных с различными нарушениями мотивационной сферы указывает на важную роль мотивационного компонента в мнестической деятельности.