Под сред. веками принято понимать обширный этап исторического развития ч-ва, который охватывает период с конца 5в. до рубежа 15-16вв. Сам термин ср. века появился сравнительно недавно и люди сред-я не осознавали того, что они живут в какое-то особое время, которое отделяется от древности глубоким рубежом. Термин ср. века и представление о качественном своеобразии сред-я сложилось в Италии в 15-16вв. в ту эпоху, которую сами итальянцы и весь мир называл эпохой возрождения. Сугубо негативная оценка эпохи сред-я в произведениях просветителей была связана с тем, что ср. века являются для просветителей не столько далеким прошлым, как для нас, а окружающей их современностью. Эпоха просвещения оставила настолько глубокий след в умственном развитии ч-ва, что созданный просветителями образ сред-я нередко воспринимался и в современной публицистике, как ночь, мрак, ужас сред-я. Сугубо негативное представление о месте сред-я в истории ч-ва господствовал далеко не всегда. Было такое время, когда лучшие умы ч-ва создали другой противоположный образ эпохи сред-я. Это образ абсолютной чистоты, где живут мудрые справедливые короли, добрые самоотверженные монахи, благородные рыцари. Начиная с сер. 19в., обоснованный образ сред-я, который видит в нем не только темные или светлые стороны, но и рассматривает его как закономерный этап прогрессивного развития ч-ва. . Особое место истории сред. веков этот этап имеет для народов Зап. Европы. Именно тогда, в сред. вв, возникли и сложились все современные народы и г-ва Европы. Именно в сред. века западноевроп. регион превратился из захолустья в безусловного лидера в экономике, политике и культуре. Средневековая цивилизация - процесс прогрессивного развития человеческого общества в период от гибели античной цивилизации до появления прединдустриальной цивилизацииФеодализм - это система личных связей иерархически объединяющих членов высшего слоя общества, между которыми устанавливаются сеньоро-вассальные отношения на основе так называемого "вассального договора". Договор мог быть и письменным и устным, когда будущий вассал заявлял сеньору: сир, я становлюсь Вашим человеком Вассал обязывался участвовать в собраниях вассалов, оказывать сеньору военную и иную помощь за жалованное пожизненное владение - феод (франц. - фьеф) или бенефиций. Сначала можно было вступать в ряд вассальных связей, но потом стали добиваться вассальной верности (особенно короли от вассалов своих королевств). Центром каждой из мелких феодальных организаций был укрепленный замок сеньора (герцога, графа, барона). Сеньор организовывал и осуществлял защиту вассалов округи и всего населения сеньории. Ему принадлежала экономическая, политическая и судебная власть, хотя вассальная зависимость была не всеобщей, а только прямой. Действовало правило: вассал моего вассала - не мой вассал. Сеньоры и вассалы представляли собой "истинную знать", рыцарей, которые, впрочем, тоже делились на более и менее знатных, на богатых и бедных. Но крестьяне (мужланы) были вполне зависимы от них. Зависимость эта могла быть неоформленной, но чаще всего, хотя и по-разному, оформленной. В любом случае, и сами крестьяне и, тем более, феодалы считали, что удел крестьянина - работать на феодала, на господина, защищавшего своих крестьян от разбоя других феодалов.