Предмет истории психологии – закономерности формирования и развития взглядов на психику, на основе анализа различных подходов понимания ее природы, функций и генезиса. Методы истории психологииИсторико-генетический метод – согласно которому изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенной исторический периодИсторико-функциональный метод – в нем анализируется преемственность высказываемых идейБиографический метод – позволяет выявиь возможные причины и условия формирования научных взглядов ученыхМетод систематизации психологических высказыванийМетод категориального анализа – введен Блоком, развит Ярошевским. Предполагает учет социально-исторических условий, определяющих появление и развитие определенной научной школы, а также изучение идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного круга и др детерминант, обуславливающих появление значимых для психологии идей. Предмет - представления о психической реальности на разных этапах развития науки. Задача - анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. Рассказать об эволюции предмета психологии: душа - сознание (психика) - поведение. Конкретные методики: изучение научных школ, интервью, изучение архивных материалов, биографический и автобиографический методы. Основной метод - теоретическая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого; например историко-психологический анализ, или категориальный подход (разработан М. Г. Ярошевским). Заключается в рассмотрении трансформации содержания специфических конкретно-научных категорий в ходе исторического развития психологических знаний. К таковым категориям Ярошевский относил образ, действие, мотив, психосоциальные отношения, личность. Принципы историко-психологического анализа: а) принцип историзма - как явление возникло, развивалось, чем стало теперь (в противовес презентизму и антикваризму); б)-принцип детерминизма - уметь объяснить способ причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами. Идея категориального анализа психологического познания складывалась в ситуации нараставшего стремления сблизит методологическое стремление изучение науки с историческим. Этот анализ возник на пересечении 2-х направлений: логико-методолог. (изучение способов построения знания) и историческом (реконструкция событий в истории науки) и стал попыткой реализации единства этих 2-х подходов. Поиск инвариантного ядра когнитивного аппарата психологии, требует категориальной редукции. Смысл в том, чтобы в тезаурусе психологии найти систему инвариант. Поскольку такая редукция может быть достигнута только в системной подходе, продуктивность этой редукции может быть достигнута только конечной целью этого сведения являются система категорий, достаточных для соединения операции сведения (редукции) с выведением. Разделение инвариантного в истории психологи - непременное условие ее исторической реконструкции, что может быть достигнута с пом . категориального анализа. Т. о. мы имеем 3 ряда концептуальных единиц: категории, теории и эмпирические единицы. Первичные представления о развитии психологического познания, определяющие характер его исторического анализа - теории и факты.