Этот пласт российской культуры был самым пестрым, самым мозаичным и разнородным; он практически не соприкасался с творчеством элиты. В петровское время стало меньше гонений на традиционные языческие празднества с их бурными «гудениями», плясками, хороводами и т. п. В этот период дворянство, и отчасти горожане, были непосредственными свидетелями заметного увеличения печатных книг нерелигиозного содержания. В 1708 г. вышел образец писем различного содержания с употреблением новейшей лексики, где изобиловали голландские, немецкие слова, термины, выражения. В рамках литературы происходит зарождение русского классицизма. Известнейшими произведениями этого жанра являются творения оратора, писателя, церковного и общественного деятеля эпохи Петра, главного сторонника церковной реформы Феофана Проко-повича. Основная тема Прокоповича – прославление армии, реформ и России. Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося ученого И. Т. Посошкова (1652–172 6). В 1702 г. на Красной площади Москвы был сооружен театр, открывший двери простой публике. Однако такой театр был редким явлением. Ко времени Петра относятся попытки создания публичных театров («комедиальных храмин») в Москве и Петербурге, где ставились пьесы на исторические темы и комедии. В петровскую эпоху зарождается интерес к светской музыке, любительскому музицированию, развивается профессиональное хоровое искусство. Завоевывает популярность бравурная военно-строевая музыка. Новые бытовые формы культуры насаждались в жизнь дворянской элиты. В 1700 г. у ворот Кремля были даже выставлены манекены с образцами новой одежды для дворян (венгерской, саксонской и французской). Оригинальная фигура царя, соблюдавшего поначалу традиционные церемонии лишь на дипломатических приемах, внесла разительные перемены в дворцовый быт. Упрощались традиции, исчезала скованность. С 1718 г. по указу царя были введены «ассамблеи», которые узаконили формы царского общения с нужными и приятными ему людьми. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге «Юности честное зерцало». В столицах по торжественным датам, в честь той или иной «виктории» в Северной войне (взятие Азова, победа под Полтавой, годовщина Ништадтского мира и т. п.) в моде были красочные фейерверки, грандиозные маскарады. На площадях выставлялись угощения (фонтаны из вина, жареные туши). Патриархальный образ жизни постепенно уступал место «светскости» и рационализму.