Петр I находился на русском престоле на рубеже XVII–XVIII веков. Его деятельность нашла достаточно полное отражение в исторической литературе как царя-реформатора, «прорубившего окно в Европу», приобщившего Россию к передовой западной культуре, превратившего Россию в империю. В то же время царь-реформатор вызвал в России такие потрясения, которые сравнимы только со временем крещения Руси при князе Владимире в 988 г. В будущей истории России потрясения, равные петровским реформам, будут только при большевистской революции 1917 г. и при крушении СССР в конце перестройки. Источниками Права Российской Империи являлись:Все законодательные акты Российской империи делились на три категории. 1. Законы, т. е. постановления высших органов власти, которые ни в какое время не могут переменяться. 2. Временные учреждения для текущих дел (уставы, наказы, регламенты и т. п.). - Устав – специальный законодательный акт, предназначенный для отдельного ведомства. - Регламент – учредительный акт о целях и составе отдельного органа управления. (Всего их было 7). 3. Сепаратные указы, т. е. распоряжения, не связанные с другим законодательством. - Среди других источников права России важную роль играли отдельные (сепаратные) указы, выходящие иногда в виде манифестов. Примерами таких указов могут быть: 1. Указ о единонаследии (1714 г.). Антитрадиционный, пытавшийся ввести в наследственное право России принцип майората из Западной Европы. Отменен в 1730 г. Анной Иоанновной; Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколько последствий: 1) юридическое слияние таких форм земельной собственности как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия "недвижимая собственность". На ее основе произошла консолидация сословия. Появление этого понятия привело к выработке более точной юридической техники, разработке правомочий собственника, стабилизации обязательственных отношений; 2) установление института майората (наследования недвижимости только одним старшим сыном), не свойственного русскому праву. Его целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. Реализация нового принципа приводила, однако, к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или по гражданской линии. Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян (оно было упразднено уже в 1731 г.); 3) превратив поместье в наследственное землевладение, Указ вместе с тем нашел новый способ привязать дворянство к государственной службе — ограничение наследования заставляло его представителей служить за жалование. Очень быстро стали формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус. 2. Табель о рангах (1722 г.). Удачный указ, действовавший в России до 1917 г., определивший общую систему чинов в империи. Табель о рангах (1722 г.). Ее принятие свидетельствовало о целом ряде новых обстоятельств: 1) бюрократическое начало в формировании государственного аппарата несомненно победило начало аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими критериями для продвижения по службе. 2) сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей, юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина и он мог передавать титул по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. 3) Табель о рангах уравнивал службу военную со службой гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными. 4) подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификаций определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей осуществлялось часто в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак).