На Западе память о Римской империи не исчезла. В 800 г. Карл Великий, король германского племени франков, позволил папе римскому, главе христианской церкви на Западе, возложить на свою головукорону римских императоров. Для Карла Великогои его современников идея Римской империи была реальностью. Языком письменности оставалась латынь - язык древних римлян. Представление о преемственности усиливалось и тем, что основание городов, сохранившихся на Западе, восходило к римской эпохе. Карл Великий собрал в свою Академию ученых людей - поэтов, писателей, историков, они стремилисьсохранить древнюю образованность. Один из приближенных императора, Эйнхард, задумав прославитьсвоего господина, широко использовал при написании «Жизни Карла Великого» сочинения древнеримского историка Светония. Огромное влияние на европейскую культуру оказали произведения христианского мыслителя Аврелия Августина. Он был автором трактата «О градеБожием», где впервые видна попытка осмысления исторического процесса. Он писал о том, что через всюисторию проходит борьба и переплетение двух обществ, двух градов. Августин был автором не толькоэтого сочинения, он попытался раскрыть свою личность духовно. Большое влияние на средневековую поэзию оказалСидоний Аполлинарий (около 430 - около 480). Он сочинял стихотворные послания, а также панегирики (восхваления) как римским императорам, таки готским вождям. Эти варвары считали латинскую поэзию, может, и непонятным, но необходимым украшением жизни. Поэт в зрелом возрасте становится епископом и ведет все административные, финансовыедела своего города. Боэций (около 480-52 4) был сановником остготского короля Теодориха. Его перу принадлежатпереводы греческих авторов, сборники кратких изречений из их трудов. Боэций написал в тюрьме свойглавный труд «Об утешении философией». В этом сочинении автор ищет утешения в философии, в разумеи твердости духа. Другой римский поэт - Кассиодор (около 487 - около 57 5). Большинство указов, постановлений и писемготских королей того времени составлены Кассидоромна блистательной латыни. Он составил особое руководство, в котором были перечислены произведенияримской словесности. Эти произведения читались нетолько в Средние века, но дошли и до нашего времени. Западная Европа испытала на себе сильное воздействие позднеримского общества с его развитыми государственными, правовыми структурами, отношенияминеравенства, наличием рабства, с высокоразвитой культурой. Синтез ускорил становление новых общественных отношений в государствах средневековой Европы,сообщил ей исходную динамику, которая стала второйотличительной чертой развития этого региона в масштабах всемирно-исторического процесса. Европа унаследовала от Римской империи один изважнейших факторов своего единства - христианскую религию. Только в Западной Европе имел местосинтез римских и варварских (германских, кельтских)начал. Население Западной Европы исповедовалохристианство, его религиозную и в целом духовнуюжизнь в течение многих веков направляла католическая церковь с центром в Риме.