Современная наука различает задатки, одаренность и способности человека. Занятия любым видом спорта требуют от человека проявления определенных способностей, которые выражаются индивидуальными особенностями личности, являющимися условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами определенной деятельности. Врожденно обусловленным компонентом способностей явля-ется одаренность, которая обеспечивает человеку возможность успешного выполнения соответствующей ей деятельности. По отношению к спорту можно говорить о физических и психических качествах и свойствах личности, обеспечивающих успешность осуществления определенной соревновательной деятельности. Одаренность постепенно становится главным критерием при переходе занимающихся в спортивных школах из одной группы в другую, из одной сборной команды в другую, более высокого ранга. Каждый спортсмен имеет свои морфофункциональные особенности, кторые необходимо учитывать при обучении. К ним относят: - уровень развития физических качеств;- уровень физической подготовленности;- антропометрические показатели, пол, возраст. Спортивный отбор - это комплекс мероприятий, позволяю-щих определить высокую степень предрасположенности (одарен-ность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта). Спортивная ориентация — система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта. Спортивный отбор начинается в детском возрасте и заверша-ется в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх. Он осуществляется в четыре этапа:1 - массовый просмотр контингентов детей 6—10 лет с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта. В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта, критерии спортивной ориентации - рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, ан-тропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы. 2 - выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Критерии отбора: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов - морфотип спортсмена, характерный данному виду спорта;- продолжительность и качество восстановительных процессов после выполнения значительных тренировочных нагрузок;- наличие необходимых физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов в том или ином виде спорта (быстрота, относительная сила, некоторые антропометрические показатели, способность к МПК, экономичность функционирования вегетативных систем организма, психические особенности личности);- свойства ЦНС (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов)3 - поиск перспективных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подготовки СДЮШОР и УОР, комплектование групп спортивного совершенствования. 4 - просмотровые учебно-тренировочные сборы.