Шпаргалка по предмету "Философия"


Сознание: генезис и структура

Сознание – может быть выражено через категорию идеального. Идеальное – это фил-я категория, кот обозначает нематериальную субъективно духовную природу, образное отображение действительности в человеч-м сознании. В совр. фил-ии сознание - это высшая, свойственная только человеку, связанная с языком ф-ция мозга, которая заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Активно исп-ся с 19 века, до этого исп-сь категория дух – встречается в античной фил-фии, библии (с лат. дыхание движущийся воздух) - это сущность, кот. может временно или навсегда покинуть тело; сущность мира (мировой дух); идейное содержание (произведения искусства), всеобщий хар-р чего-либо (дух эпохи, корпоративный дух). Понятие дух – как противоположный природе сложилось у Гегеля, дух выступает в 3 формах:- дух отдельного индивида (личный дух) Поэт;- общий дух (объективный) поэма, народное творчество;- объективированный дух (совокупность завершенных творений духа) сл. и музыка народные;Душа – основа живого существа, совокупность психических явлений, в частности чувств и стремлений. До Нов. время предметом фил-ии был вопрос: является ли душа субстанцией? В досократовской фил-ии: душа – тончайшее разреженное вещество. По Платону, душа нематериальна и предшествует существованию. Аристотель различал 3 души: разумная (ею обладают люди), животная, вегетативная (растения). Разумная душа может быть отделена от тела и существовать вечно. В Средневековье душа считалась нематериальной, невещественной субстанцией. Для новоевропейской философии первичной была проблема соотношения материального и нематериального, души и тела. Сторонники первичности материи – материалисты (метафизика, вульгаризм, диалектизм, материализм). Сторонники первичности сознания – идеалисты (Гегель – объективный идеализм; Беркин, Юм – субъективный идеализм). Философское понятие сознания связано, прежде всего, с первичностью материального или идеального, первоначалом всего сущего. Нужно различать понятия психика и сознание. Психика – продукт и условие взаимодействия живого существа и его среды (это более широкое понятие, чем сознание, так как в его структуру входит сознательное и бессознательное). Структура сознания: 1 элемент. Познавательная сфера состоит из:а) чувственного познания, которое основано на внешних чувствах и выражается в способности к ощущениям, восприятиям, представлениям;б) рационального познания, которое представляет собой абстрактно-мыслительную деятельность, оперирующую понятиями. На основе чувственного и рационального познания формируются идеальные образы объектов познания. Для философии очень важна проблема метода познания. Две основных позиции: - истинное знание о мире дает рациональное познание (Декарт, Спиноза); - истинное знание в чувственном познании. Например, в философии Нового времени выделяют эмпиризм и рационализм. Познавательные способности: внимание, память, воображение. Внимание характеризуется избирательностью познавательной деятельности, ее направленностью на определенный объект. Память – способность хранить и воспроизводить информацию об объекте. Она помогает объединить уже имеющиеся и приобретаемые знания. Воображение – благодаря воображению человек создает представления и мысленные ситуации, никогда в прошлом реально не воспринимавшиеся. 2 элемент. Эмоциональная сфера включает внутренние чувства: радость, горе, любовь, ненависть и т. д. к эмоциональной сфере относятся аффекты (сильное эмоциональное напряжение) и эмоциональное состояние (настроение). 3 элемент. Мотивационно-волевая сфера: мотивы, интересы, потребности субъекта, которые ориентируют его в жизнедеятельности, а также воля (способность к выбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее достижения). Самосознание – сознание, направленное на самое себя. Критерии самосознания: - выделение себя из среды; - осознание своей активности; - сознание себя через другого (то, что я вижу в других, может быть и моим качеством); - моральная оценка себя. Рефлексия – сознание, направленное на внутренний опыт. Самосознание характерно для любой человеческой особи. Способность к рефлексии же - специфическая и проявляется не у каждого.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.