Философия науки – это область философии, изучающая науку как специфическую сферу человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний. Её основные задачи: 1). Определить особенности научного познания и его специфику для разных областей действительности; 2). Выявить строение и динамику научного знания, закономерности развития науки. Течения: 1). Неокантианство 2). ПозитивизмНеокантианство появилось в 60-е гг. 19 в. И приобрело популярность на рубеже 19-20 вв. Основные представители: Коген Кассирер Виндельбанд РикертОсновные принципы неокантианства: 1). Понимание философии как критики познания. Философская проблематика сводится к гносеологической проблематике; 2). Ограничение познания сферой опыта; 3). Отрицание онтологии как научной дисциплины. Представители неокантианства утверждали, что существует принципиальное различие между естествознанием (науками о природе) и обществознанием (науками о духе или культуре). Различие это связано не с предметом, а с методологией наук. В рамках естественных наук научное знание признаётся номотетическим (от греческого искусство создания законов). Номотетический метод состоит в обобщении и установлении законов. Науки о духе должны использовать идеографический метод, который состоит в описании особенностей существенных, значимых исторических фактов. Позитивизм – это философское течение, которое возникло в 40-е гг. 19 в. Основателем позитивизма является О. Конт, а также Спенсер и Милль (английские философы). Стадии позитивизма: 1). Позитивизм 2). Неопозитивизм (20-е гг. 20 в.) или логический позитивизм Витгенштейн Рассел 3). Постпозитивизм (70-е гг. 20 в.) Представители: Поппер КунПозитивное знание – это знание, подтверждаемое опытом. Конт сформулировал закон «Трёх стадий», согласно которому человечество в своём стремлении познать мир проходит 3 этапа (стадии): 1). Геологическая., Все явления объясняются вмешательством сверхъестественных сил. 2). Метафизическая. Для неё характерно стремление достигнуть исчерпывающего, абсолютного знания о мире. С точки зрения Конта, явления объясняются не привлечением божественных сил, а сводятся к выдуманным первосущностям. . 3). Позитивная. На этой стадии человечество отказывается от попыток познать сущность всех вещей и устремляется по пути накопления новых знаний. Научные знания становятся описательными. Его задача наблюдать то, что открывается в опыте. Он считает, что задача науки отвечать на вопрос как, а не на вопрос почему. Представители логического позитивизма(неопозитивизма) поставили перед собой задачу очистить язык традиционной философии от ненаучных высказываний. Для того чтобы это сделать, они предложили использовать принцип верификации. Согласно этому принципу, научным (истинным) признаётся то высказывание, которое подтверждено опытом. Представители постпозитивизма предложили вместо принципа верификации использовать принцип фальсификации. Согласно принципу фальсификации, истинными являются те высказывания, которые не опровергнуты опытом. Отмечают, что научные познания в современном мире осуществляются не отдельными учёными, а их сообществом. Сообщество учёных объединяет единый стиль мышления, который он назвал парадигмой. Парадигма – это совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научных традиций. Развитие науки состоит в смене парадигм. Развитие науки в рамках данной парадигмы называется период «нормальной науки», а смена парадигмы – научной революцией.