Шпаргалка по предмету "Философия"


Культура и цивилизация как соц. Бытие

Термин “цивилизация” появился во Франции в середине XVIII века, но истоки его восходят к античности – к представлениям римлян о гражданском образе жизни, связанном, прежде всего, с городской культурой и качественно более высокой, чем образ жизни «варваров». Французские просветите­ли продолжили эту традицию, связав понятие "цивилизация" с теорией со­циального прогресса и полагая, что цивилизованное общество - это обще­ство разумное и справедливое. Причем, возможна, по их мнению, лишь одна его модель - европейская (европоцентризм). Тогда же, впрочем, возникает и оппозиция этому толкованию цивилизации; представленная Руссо и его сторонниками, она осуждает цивилизацию как причину социальных пороков и не приемлет европоцентризма. его «принудительного и единого для всех идеала". В этом же духе высказывались и русские славянофилы. Долгое время цивилизация с культурой отож­дествлялись, выступали как синонимы, но еще Кант стре­мился различить эти понятия. Циви­лизация, - это, по Канту, использование культуры в целях приви­тия человеку внешней воспитанности и благопристойности; в отличие от культуры, основывающейся на свободе личности как условии достижения ею «нравственного совершенства", цивилизация основывается лишь на фор­мальной дисциплине и потому не подавляет эгоистическое своекорыстие, а лишь придает ему респектабельность. Цивилизация, подчеркивает фило­соф, безжалостна к отдельному члену общества, но зато по отношению ко всему человечеству выступает как несомненный прогресс. Кратко эту по­зицию можно выразить так: если цивилизация поклоняется Разуму, то культура - Духу. Авторитетна в совре­менной науке концепция, согласно которой цивилизация - это социокультурное образование, соединяющее в себе три элемента: его материально-вещественное тело (имеются в виду средства труда и весь предметный мир, созданный человеком), его социальное тело (организация всей об­щественной жизни) и его собственно культурный компонент, составляю­щий «душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации» (А. Тойнби). В качестве генерирую­щей основы ныне выступает индустриальная технология, переходящая в технологию инфор­мационную (переход начался на рубеже 70-80-х годов XX столетия), что обусловливает начавшийся переход индустриального общества в пост­индустриальное, или информационное. Машинное производство принесло: 1) стремительный рост экономики; 2) автономию отдельной личности; 3) демократический принцип управления об­ществом. Очевидна, однако, глубокая внутренняя противоречивость этой циви­лизации, получившей название «западной». Прогресс здесь достигался ценою усиленной эксплуатации лиц наемного труда, их превращения в придаток машины; да и обретение гражданами прав и свобод достигалось в «впряженной борьбе; не сразу государство стало правовым, выражаю­щим интересы не только имущих классов, но и всех членов общества. Серьезные трудности возникли в системе «человек - природа», во всем комплексе глобальных проблем. Сциентизм и антисциентизм – (от лат. scientia — наука) - противоположные и борющиеся друг с другом филос. -мировоззренческие ори­ентации, характерные для обществ сознания в XX в. С. возник в рез-те НТР как некритическая уверенность в способности науки решить все соци­альные проблемы, как идеология «чистой», ценностно-нейтральной «большой науки». В кач-ве идеала С. ориен­тируется прежде всего на рез-ты и ме­тоды естественных и технических наук. Теоретическое выражение С. — технок­ратические концепции (Дж. Гэлбрейт, Белл) и неопозитивизм. Если техно­кратические идеи («индустриальное об­щество», «революция ученых» и т. п.) предполагали перестройку экономической и политической жизни на основе научного управления в условиях бюро­кратического капитализма, ставили об­ществ. благосостояние в зависимость исключительно от рез-тов НТР, то не­опозитивистская философия науки де­лала науку культурно-мировоззренчес­ким образцом. Согласно С., все виды деятельности и типы знания приемле­мы и совершенны постольку, посколь­ку они копируют науку, наука – выс­шая ступень развития человеческого ра­зума, к-рую следует тщательно оберегать от вненаучных влияний (проблема де­маркации науки и ненауки) и распрост­ранять на все виды деятельности и об­щения людей. Одновременно с возник­новением С. появился и А., подверг­ший критике науку и технику и пес­симистически настроенный в отношении ее способностей обеспечить социальный прогресс. Во многом сама идея обществ. прогресса, как якобы обязанная НТП, подверглась отрицанию А., так же как и понятия истины, рациональности, со­циального согласия, ценностного уни­версализма и т. п. Получивший вы­ражение в экзистенциализме, теориях Франкуфуртской школы, контркультуры и идеологии «зеленых», А. содержал критику государственно-монополисти­ческого капитализма. Исходя из очевид­ных негативных последствий НТР, А. требует ограничить социальную экспан­сию науки, уравнять ее с др. форма­ми обществ, сознания — религией, ми­фом, иск-вом, а в своих крайних фор­мах — вообще отказаться от науки и связанной с ней техники под флагом возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.