Термин “цивилизация” появился во Франции в середине XVIII века, но истоки его восходят к античности – к представлениям римлян о гражданском образе жизни, связанном, прежде всего, с городской культурой и качественно более высокой, чем образ жизни «варваров». Французские просветители продолжили эту традицию, связав понятие "цивилизация" с теорией социального прогресса и полагая, что цивилизованное общество - это общество разумное и справедливое. Причем, возможна, по их мнению, лишь одна его модель - европейская (европоцентризм). Тогда же, впрочем, возникает и оппозиция этому толкованию цивилизации; представленная Руссо и его сторонниками, она осуждает цивилизацию как причину социальных пороков и не приемлет европоцентризма. его «принудительного и единого для всех идеала". В этом же духе высказывались и русские славянофилы. Долгое время цивилизация с культурой отождествлялись, выступали как синонимы, но еще Кант стремился различить эти понятия. Цивилизация, - это, по Канту, использование культуры в целях привития человеку внешней воспитанности и благопристойности; в отличие от культуры, основывающейся на свободе личности как условии достижения ею «нравственного совершенства", цивилизация основывается лишь на формальной дисциплине и потому не подавляет эгоистическое своекорыстие, а лишь придает ему респектабельность. Цивилизация, подчеркивает философ, безжалостна к отдельному члену общества, но зато по отношению ко всему человечеству выступает как несомненный прогресс. Кратко эту позицию можно выразить так: если цивилизация поклоняется Разуму, то культура - Духу. Авторитетна в современной науке концепция, согласно которой цивилизация - это социокультурное образование, соединяющее в себе три элемента: его материально-вещественное тело (имеются в виду средства труда и весь предметный мир, созданный человеком), его социальное тело (организация всей общественной жизни) и его собственно культурный компонент, составляющий «душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации» (А. Тойнби). В качестве генерирующей основы ныне выступает индустриальная технология, переходящая в технологию информационную (переход начался на рубеже 70-80-х годов XX столетия), что обусловливает начавшийся переход индустриального общества в постиндустриальное, или информационное. Машинное производство принесло: 1) стремительный рост экономики; 2) автономию отдельной личности; 3) демократический принцип управления обществом. Очевидна, однако, глубокая внутренняя противоречивость этой цивилизации, получившей название «западной». Прогресс здесь достигался ценою усиленной эксплуатации лиц наемного труда, их превращения в придаток машины; да и обретение гражданами прав и свобод достигалось в «впряженной борьбе; не сразу государство стало правовым, выражающим интересы не только имущих классов, но и всех членов общества. Серьезные трудности возникли в системе «человек - природа», во всем комплексе глобальных проблем. Сциентизм и антисциентизм – (от лат. scientia — наука) - противоположные и борющиеся друг с другом филос. -мировоззренческие ориентации, характерные для обществ сознания в XX в. С. возник в рез-те НТР как некритическая уверенность в способности науки решить все социальные проблемы, как идеология «чистой», ценностно-нейтральной «большой науки». В кач-ве идеала С. ориентируется прежде всего на рез-ты и методы естественных и технических наук. Теоретическое выражение С. — технократические концепции (Дж. Гэлбрейт, Белл) и неопозитивизм. Если технократические идеи («индустриальное общество», «революция ученых» и т. п.) предполагали перестройку экономической и политической жизни на основе научного управления в условиях бюрократического капитализма, ставили обществ. благосостояние в зависимость исключительно от рез-тов НТР, то неопозитивистская философия науки делала науку культурно-мировоззренческим образцом. Согласно С., все виды деятельности и типы знания приемлемы и совершенны постольку, поскольку они копируют науку, наука – высшая ступень развития человеческого разума, к-рую следует тщательно оберегать от вненаучных влияний (проблема демаркации науки и ненауки) и распространять на все виды деятельности и общения людей. Одновременно с возникновением С. появился и А., подвергший критике науку и технику и пессимистически настроенный в отношении ее способностей обеспечить социальный прогресс. Во многом сама идея обществ. прогресса, как якобы обязанная НТП, подверглась отрицанию А., так же как и понятия истины, рациональности, социального согласия, ценностного универсализма и т. п. Получивший выражение в экзистенциализме, теориях Франкуфуртской школы, контркультуры и идеологии «зеленых», А. содержал критику государственно-монополистического капитализма. Исходя из очевидных негативных последствий НТР, А. требует ограничить социальную экспансию науки, уравнять ее с др. формами обществ, сознания — религией, мифом, иск-вом, а в своих крайних формах — вообще отказаться от науки и связанной с ней техники под флагом возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.