ГНОСЕОЛОГИЯ – раздел филоофии, изучающий взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знаний к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности. ПОЗНАНИЕ – это одна из важных функций сознания, активная деятельность людей, направленная на приобретение знаний, открытие неизвестного. ЗНАНИЕ – это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах (представления, понятия, теория) и зафиксированный как в языке, так и в материальных формах: орудия труда, предметы культуры, технологии. Определения в философии должны быть похожи на пустой мешок, который можно наполнить различным содержанием. Для философии принципиально важным вопросом является вопрос о познаваемости мира. Философы, отрицающие возможность достоверного познания – АГНОСТИКИ, а их позиция – АГНОСТИЦИЗМ (а – отрицание, гност – знание). Можно говорить об элементах агнлстицизма, которые проявляются в СКЕПТИЦИЗМЕ (Пиррон, секст эмпирики): мы не можем постигнутьмир ни с помощью чувств, ни с помощью разума, поэтому мы должны воздержаться от всяких суждений по поводу познаваемости мира. Кант: «Объективный мир существует («мир вещей в себе»), но он непознаваем» - в этом проявляется агностицизм Канта. философы, признающие познаваемость мира, делятся на:философов-эмпириковфилософов-рационалистовФилософов-иррационалистов – в зависимости от того, что они признают источником истинности знания. ЭМПИРИКИ: источник познания – опыт (Бэккон, Локк, Гоббс, Конт)РАЦИОНАЛИЗМ: источник познания – разум (Платон, Гегель, Декарт) ИРРАЦИОНАЛИСТЫ – эмоции, чувства, инстинкты являются источником познания (Шопенгауэр, Ницше, сковорода, Юркевич, экзистенционалисты). СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ (тот, кто познает) – носитель предметно-практической деятельности, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. Субъектом познания может выступать индивид, различные социальные группы, например, профессиональные, а может быть человечество в целом. К субъекту познания предъявляются определенные требования: 1) Он должен уметь фиксировать факты определенным языком 2) Субъект познания должен уметь применять методы и средства познания, которые во многом зависят от уровня развития общества 3) Он должен уметь хранить и передавать знания другим людям. ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ – вещи, явления, процессы, на которые непосредственно направлена активная познавательная деятельность людей. Субъект познания: 1) Выделяет из многообразия мира нужный объект познания 2) Применяет нужные методы и средства познания 3) Создает условия для более глубокого познания свойств объекта 4) Отражает в идеальных образах объективные свойства бытия