Шпаргалка по предмету "Философия"


Диалектика как учение о развитии и способ философствования. Законы диалектики, их методологическая роль в научном познании

Помимо основного мировоззренческого вопроса, в истории философии значительное место занимает и другая проблема: связаны ли между собой различные вещи, явления, процессы, составляющие мир; ли мир единое целое? Находится ли он в процессе изменения, развития, является неизменным? Противоположные решения этой проблемы выступают в форме диалектики и метафизики (в смысле антидиалектики), борьба между которыми проходит через всю историю философской мысли, как и борьба материализма и идеализма. Диалектика (греч. искусство вести беседу, спор). Впервые использовал Сократ имея ввиду диалог, спор. Гегель трактовал ее как умение выискивать противоположности в самой действительности. Немецкая классическая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики, как универсальной теории и метода пзнания мира. Диалектика возникла и исторически развивалась в борьбе с метафизикой. Метафизика, как философский метод исследования, признает вещи, явления, процессы обособленными друг от друга, а связи между ними лишь внешними и поэтому они, а также понятия, которые их отражают, рассматриваются отделенными друг от друга. Диалектика, напротив, обосновывает, что все вещи, явления, процессы, а также понятия, которые их отражают, взаимосвязаны и внешне и внутренне. Поскольку мир, при всем его разнообразии, является одним целым, поэтому и диалектический метод требует, чтобы все, что становится предметом нашего исследования, рассматривалась с учетом внутренних и внешних связей. Конкретизацией этого требования является системный и комплексный подходы, которые имеют важное значение для современной науки и практики. Метафизика признает вещи, явления неизменными. Метафизический метод заключается в том, что они рассматриваются вне процесса развития. Если развитие ими и не отрицается, то он сводится лишь к количественным изменениям или понимается как повторение одних и тех же циклов. Поэтому с метафизической точки зрения невозможно объяснить, почему и как возникает новое. Диалектика, напротив, обосновывает, что все в мире находится в процессе развития, вечного обновления; всегда что-то отмирает, а что-то рождается, изменения должны не просто количественный, но и количественно-качественный характер. Диалектический метод ориентирует на то, чтобы каждый предмет, систему рассматривать в развитии, изучать, как этот предмет возник, какие этапы в своей эволюции прошел, каковы тенденции его дальнейшего развития, превращения в нечто другое. Метафизика отрицает любые внутренние противоречия в вещах, рассматривает вещи как самототожни. С метафизической точки зрения противоречия бывают только мижризнимы вещами (внешние), а также у мышлении (когда мышление осуществляется неправильно). Согласно принципам диалектики все предметы, явления внутренне противоречивы. "Борьба" внутренних сторон, тенденций составляет сущность вещей и служит источником, движущей силой их саморазвития, причиноюякиснихзмин, превращения в нечто другое. Диалектический метод ориентирует на то, чтобы выявить и исследовать противоречия, которые дают ключ к пониманию тенденций и закономерностей развития. Отсюда следует, что для глубокого и правильного постижения мира наши понятия должны быть взаимосвязанными, развиваться, нужно уметь "схватить" и отразить в нашей мысли присущи вещам противоречия, уметь понимать противоположности в единстве и взаимопереходах - в соответствии с объективной реал ьности. Гегель хотя и был сторонником метафизики, т. к. считал, что Германия уже достигла пика и дальше нет развития, но сформулировал основные з-ны диалектики:1. З-н перехода количественных изменений в качественные – вода при определенной температуре превращается в лед или пар, т. е количественные изменения накопились и произошло изменение. 2. Борьба и единство противоположностей – хорошо, что нам сейчас плохо, т. е. определяет источник развития, который заставляет нас подняться. 3. Отрицания отрицания – чтобы из зернышка был росточек, зернышко должно умереть, т. е. каждый процесс развития на основе отрицания (умертвления) предыдущей формы (этапа). Выражает взаимосвязь – часть предыдущего переходит в новое. (куда подевалась девочка, которой я была в 10 лет)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.