В Евр. Союзе в понятия «законодательный процесс», «законодательные процеду-ры» вкладывается несколько отличный от общепринятого смысла. Особенности:-субъектами законодательного процесса в Евр. Союзе являются не высшие органы государственной власти, а обладающие элементами публичной власти надна-циональные органы. 33. -праву Евр. Союза неизвестна такая форма, как «закон». Ближайшим к «закону» по юр. свойствам актом стоит «регламент», однако законодательные процедуры Союза применяются равным образом для издания как регламентов, так и директив и рамочных решений. -эти же процедуры используются для принятия индивидуальных и рекоменда-тельных актов. -влияние на законодательный процесс Евр. парламент, значительно слабее, чем аналогичных органов, непосредственно избираемых населением, на законодательный процесс государств-членов. Под законодательным процессом в Евр. Союзе понимаются определенные в учредительных договорах процедуры принятия институтами и органами Евр. Союза нормативно-правовых и других актов вторичного права. Соответственно, понятие законодательного процесса в Евр. Союзе синонимично понятию процесса принятия решений в международной организации. Законодательный процесс в Евр. Союзе находит выражение в нескольких законо-творческих процедурах. Эти процедуры в чем-то схожи, но имеют и существен-ные различия, что дает основания для их классификации. По сфере распространения процедуры принятия решений в Евр. Союзе можно классифицировать на две группы: общие и специальные. К общим относятся те, которые могут быть распространены на любую сферу деятельности Союза. Общими являются процедура «Комиссия — Совет», проце-дура консультаций, процедура совместного принятия решений, процедура санкционирования, процедура сотрудничества. К специальным процедурам относятся те, которые используются только при принятии решения по определенному вопросу. Они не применимы к другим вопросам. Общие законодательные процедуры по степени их распространенности можно подразделить на основные и неосновные. Основными (наиболее распространен-ными являются процедуры консультаций и совместного принятия решений; к ним относят и процедуру «Комиссия—Совет». Не являются основными процедуры сотрудничества и санкционирования. Чертой, характерной для всех законодательных процедур Евр. Союза, служит:-наличие одних и тех же субъектов, участвующих в принятии решения,-процесс принятия решения всегда проходит три этапа:а) подготовка проекта и законодательная инициатива, б) обсуждение проекта решения,в) принятие решения. Законодательные процедуры:1. Процедура консультаций. Особенности этой процедуры являются:- быстрота -исключительно консультативный характер полномочий Евр. парламента. Первой стадией процедуры консультации является правотворческая инициатива Комиссии, которая представляет проект решения в Совет. За этим следует запрос Советом мнения Евр. парламента относительно проекта решения. Далее Евр. парламент высказывает свое мнение по проекту в виде заключения, оформляемого резолюцией. После чего Совет принимает решение единогласно (или квалифицированным большинством голосов) или отклоняет его. Юридически Совет не обязан учитывать заключение Евр. парламента, но обязан дождаться его поступления, т. к. его несоблюдение влечет аннулирование утвер-жденного акта. Процедура консультаций и процедура «Комиссия — Совет» применяются при принятии решений в рамках Сотрудничества полиций и судов в уг. правовой сфере, т. е. по третьей опоре. 2. Процедура совместного принятия решений. Отличительной чертой этой процедуры является влиятельная роль в ней Евр. парламента, выступающего вместе с Советом в качестве «созаконодателя» в процессе принятия решений. Процедура инициируется Комиссией, которая вносит проект решения в Совет и Евр. парламент. Евр. парламент рассматривает проект (так называемое «первое чтение»), и, в зависимости от результатов рассмотрения, процедура развивается следующим образом:-если Евр. парламент одобряет проект решения или вовсе не рассматривает его, то решение квал. большинством утверждается Советом. -если Евр. парламент вносит в проект поправки (либо другим образом выражает свое несогласие с проектом решения), то Совет может согласиться с поправками Евр. парламента и утвердить решение квал. большинством или, также действуя на основе квал. большинства, выработать «общую позицию» по проекту решения. Данная «общая позиция» направляется Евр. у парламенту на рассмотрение (так называемое «второе чтение»). Рассмотрев «общую позицию», Евр. парламент может:-ее одобрить (или не рассматривать ее) и утвердить решение, -абсолютным большинством голосов отклонить общую позицию и проект решения в целом (абсолютное вето)-абсолютным большинством голосов может внести поправки к «общей позиции» по проекту и направить их на рассмотрение в Совет и Комиссию. По получении всех материалов из Комиссии, Совет либо квалифицированным большинством одобряет поправки Евр. парламента к «общей позиции» с учетом мнения Комиссии (а если мнение Комиссии было отрицательным, то Совет действует единогласно) и утверждает решение, либо не одобряет поправки к «общей позиции», и тогда Председатель Совета и Председатель Евр. парламента созывают Согласительный комитет. Согласительный комитет создается из числа членов Совета (или их представителей) и такого же числа представителей Евр. парламента при участии в заседаниях комитета представителей Комиссии. Целью Согласительного комитета является доработка проекта решения, приведение его текста в такое состояние, которое могло бы удовлетворять интересы каждой из сторон. Если в течение установленного срока Согласительный комитет не одобрит доработанный проект решения (или даже не сможет доработать текст), то он считается отклоненным. Если Согласительный комитет квал. большинством представителей Совета и простым большинством представителей Евр. парламента одобряет доработанный проект, то он направляется на одновременное голосование в Совет и Евр. парла-мент (так называемое «третье чтение»). Для утверждения решения необходимо абсолютное большинство голосов депутатов Евр. парламента и квал. большинство членов Совета. Если доработанный проект решения не набирает необходимого числа голосов хотя бы в одном из институтов, то считается отклоненным. Для прохождения каждой стадии процедуры Договором о ЕС предоставляется 3 месяца, за искл. созыва Согласительного комитета и периода его работы (на эти действия дается по 6 недель). Процедура совместного принятия решения является результатом компромисса между демократизацией законодательного процесса в Евр. Союзе (т. е. усиления позиций Евр. парламента) и сохранением традиционной роли Совета как основного законодательного органа. 3. Бюджетная процедура. Специфика бюджетной процедуры предопределена разделением бюджетных расходов на обязательные расходы и необязательные расходы. Предварительный проект бюджета составляется Комиссией и направляется в Совет, где проходит утверждение квалифицированным большинством голосов и в качестве окончательного проекта бюджета направляется в Евр. парламент на одобрение не позднее 5 октября года, предшествующего году исполнения бюджета. Если Евр. парламент в течение 45 дней после получения проекта одобрит или не рассмотрит проект бюджета, то бюджет считается принятым. Евр. парламент также может простым большинством голосов внести поправки в статьи необязательных расходов бюджета и/или абсолютным большинством голосов предложить модификации статей обязательных расходов. В течение 15 дней после этого Совет может согласиться с поправками и модифи-кациями Евр. парламента или даже (в определенных случаях) не рассматривать их и утвердить бюджет. Однако возможен и другой вариант, Совет квалифицирован-ным большинством может модифицировать поправки Евр. парламента и/или, в зависимости от того, ведут модификации Евр. парламента к увеличению расходов института или нет, не принимать такие модификации (что равносильно отклоне-нию) или квалифицированным большинством отвергнуть их, а также изменить. При последнем варианте развития событий проект бюджета возвращается обратно в Европарламент. Евр. парламент в течение 15 дней может изменить или отклонить модификации Совета большинством в 3/5 голосов или не рассматривать проект бюджета и утвердить его. Евр. парламент может также отклонить бюджет в целом большинством в 2/3 голосов, «руководствуясь важными аргументами» (ст. 272 Договора о ЕС). Как видно, процедура принятия бюджета в Евр. Союзе отличается от других законодательных процедур, что характерно и для принятия бюджетов в государствах-членах. Другое дело — бюджетные процедуры демократических государств предостав-ляют органам, непосредственно избираемым гражданами, широкие возможности влиять на структуру расходов в процессе обсуждения. Бюджетная процедура в Евр. Союзе не предоставляет Евр. парламенту таких правомочий в полном объеме. Вне возможности вносить поправки остаются обязательные расходы бюджета — обычно это компенсационные выплаты аграрному сектору, субсидии государ-ствам-членам, внешний долг.