А. Цели создания ЕС (отражают волю, стремления, ценности) Эти цели указаны в преамбуле учредительных договоров и включают в себя:1. решимость «заложить основы для все более тесного сотрудни-чества»2. «необходимость создания прочных основ для строительства будущей Европы»3. углубление солидарности между народами государств-членов4. дальнейшее развитие демократических и эффективных инсти-тутов5. экономический и социальный прогрессЦели группы А не имеют юридически обязательного характера, они его приобретают путем трансформации в Цели деятельности Союза, которые уже закреплены в конкретных статьях Конституции. Б. Цели деятельности (это то к чему должен стремится Союз при осуществлении своей политики в разных сферах) деление по предмету : (на общие и специальные)1. Общий характер (охватывают все направления деятельности Союза все его три «опоры» и закреплены в ст. 2 Учредительного Договора) 1)1 Социально-экономические цели (содействуют экономиче-скому и социальному прогрессу, высокому уровню занятости и достижению сбалансированного и устойчивого развития, т. е. повышения благосостояния стран и народов, входящих в эту организацию) 1)2 Внешнеполитические цели ( - способствовать утверждению самобытности Союза на международной арене, защита общих ценностей, основных интересов, независимости и целостности Союза, укрепление безопасности, содействие международному сотрудничеству) 1)3 Гуманитарные цели (усилить защиту прав и интересов граж-дан государств-членов посредством введения гражданства Союза – достигается усилиями Европейского Сообщества. 1)4 Правоохранительные цели (сохранять и развивать Союз как пространство свободы, безопасности и правосудия) в рамках Е Сообщества- это мероприятия в сфере визовой, иммиграционной политики, политики убежища и др., в рамках уголовно-правовой опоры- это предотвращение и пресечение организованной и иной преступности, терроризма, торговли людьми, незаконных операций с наркотиками, коррупцией, мошенничеством. 1)5 Организационные цели ( полностью сохранить достижения Сообщества и опираться на них, чтобы определить в какой мере политика и формы сотрудничества нуждаются в пересмотре для обеспечения эффективности механизмов и институтов Сообщества, т. е. постоянное совершенствование устройства самой организации ЕСоюз, правовых основ деятельности ее институ-тов путем внесения изменений и дополнений в учредительные договора.)2. Специальные цели ( в основном закреплены в положениях 17 Договора о Е. Сообществе, посвященных конкретным сферам его политики)Например, Цель научно-технической политики-« укрепить научную и техническую базу европейской промышленности и поднять ее международную конкурентоспособность. Нормы-цели группы Б обладают высшей юридической силой. С одной стороны, «Сообщество действует в рамках…целей, определенных Договором»- т. е. ограничение деятельности. С другой, эти нормы-цели сформулированы абст-рактно и могут быть истолкованы самым широким образом ( это связано с наличием у ЕС «подразумеваемых полномочий», т. е. если даже вопрос прямо не отнесен к ведению Сообщества, он может быть им отрегулирован, поскольку по их мнению, это послужит достижению целей деятельности. Принципы деятельности. (т. е. как надлежит достигать цели, какими ценностями и интересами отдавать приоритет; руководящие начала, исходя из которых осуществляется полномочия по различным предметам ведения данной организа-ции) 1) п-п Законности ( Сообщество действует в рамках предоставленных ему полномочий и целей, определенных для него Договором; человек может делать все, что не запрещено законом; обязанность органов ЕС мотивировать свои решения. 2) п-п Субсидиарности ( этот принцип требует, что бы все вопросы, которые могут решаться непосредственно на местах должны быть в ведении органов низшего уровня власти, т. е. вертикаль власти строится снизу- вверх, верх дополняет низ- модель близости к гражданам; барьер к сверхцентрализацииа) распространяется только на сферу совместной компетенции Союза и государств-членовб) п-п адресован не государствам-членам, а институтам и органам ЕСв) условия деятельности Сообщества в 1) проблема не может быть решена государствами-членами са-мостоятельно в 2) проблема может быть решена на уровне Сообщества лучшим образомНеобходимы эти два условия в совокупности. В отсутствии хотя бы одного из них Сообщество воздерживается от действия (прежде всего правотворчества)Оценку п. в1, в2 сначала монопольно рассматривает Европейская комиссия, ее результаты оцениваются Европарламентом и СоветомОриентиры оценки:-затрагивает ли проблема одно или несколько государств-членов ( транснациональный аспект)-самостоятельные действия государств- членов или отсутствие решения на уровне Сообщества может создать противоречия с учредительным договором или нанести серьезный ущерб интересам государств-членов-действия на уровне Сообщества принесут «чистую выго17 ду» по сравнению с действиями на уровне отдельных государствГосударства-члены несогласные с принятым решением Сообщества- обязаны его выполнить, но вправе его оспорить путем подачи «иска об аннулировании» 3) п-п Пропорциональности (соразмерности) означает соответствие (соразмерность) целей конкретных мер- средствам, избранным для их достижения, т. е. а. средства для достижения цели не должны быть чрезмерными б. при выборе методов достижения цели нужно сначала исполь-зовать более мягкие средства и лишь затем переходить к более жестким ( например если результата можно достичь путем реко-мендации, то не следует сразу прибегать к возложению юр. обя-занностей и запретов)4. п-п Гласности 4)1. чем шире компетенция Союза, тем более «прозрачной» она должна становится для общества 4)2 дает возможность институтам гражданского общества оказы-вать влияние на политические решения 4)3. обеспечивает право на доступ к документам политических институтов Союза, даже постоянно проживающим на территории Союза ( что уж говорить о гражданах- им обяза-тельно)5. п-п Уважения национальной индивидуализации государств- членов. Стремление к унификации там, где это необходимо и сохранить при этом исторические традиции и культуру каждого. 6. п-п Уважения прав человека и основных свобод ( Союз в своей деятельности должен уважать интересы не только отдельных гос-ударств- членов, но и рядового человека( подробнее № 19-2 4)7. п-п Равенства ( социальное, юридическое, демографическое и др.) подробнее №19-248. Экологической ориентированности - приоритетная задача- защита окружающей среды и восстанов-ление нарушенных природных богатств - отдельная экологическая политика, в рамках которой принято природоохранное законодательство9. п-п СотрудничестваНу это типа тесная кооперация как между Союзом и государства-ми-членами, так и внутри самого Союза, между его институтами и органами.