После учреждения в 1992 г. Евр. Союза во всех Сообществах и Союзе в целом действует -«единый институционный механизм», основы организации и функционирования которого закрепляются в Договоре о Евр. сообществе. Каждый институт Евр. сообщества является одновременно институтом Евратома, а также всего Евр. Союз. Институтов ЕС (и одновременно всего Союза) сначала было четыре, ныне их 5: Евр. парламент, Совет, Комиссия, Суд, Счетная палата+ немало др. элементов: Евр. совет, Комитет регионов, Евр. ЦБ, Агентство (в рамках Евратома), Политический комитет (в рамках Общей внешней политики и поли-тики безопасности), Европол (в рамках III «опоры» Союза — Сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере) и др (Евр. агентство по оценке мед. продуктов, Евр. агентство по окр. среде, Комитет по вопросам занятости, Комитет по вопросам образования и др. Можно ли считать органом Союза, например, институт — Комиссию, если таковым (органом, но не институтом) признается Омбудсман или Европейский социальный фонд? Понятие «орган» в этом случае выступает как родовое, видом которого являются и институты. Институтов у Союза 5, всех же органов — не один десяток. Др. словами, каждый институт есть орган Союза, но не каждый орган суть институт. Институты осущ. задач от имени последнего Союза, наделяются властными полномочиями в отношении государств-членов, физ. /юр. лиц, включая издание НА (регламенты и директивы) и индивидуальных решений. Понятие «институт»- составное и в то же время относительно обособленное подразделение аппарата Евр. Союза, которое участвует в осущ. его задач и функций, действует от его имени и по его поручению, имеет соот. компетенцию и структуру, наделено установленным учредительными договорами и законодательством Союза объемом властных полномочий, применяет присущие ему формы и методы деятельности. В деятельности каждого из институтов Союза проявляются его специфические функции. -Совет и Евр. парламент — представительные органы, в функциях которых преобладают правотворческие начала. -Комиссия наделена испол. функциями, хотя имеет большое влияние на законода-тельный процесс, поскольку является единственным органом, обладающим правом правотворческой инициативы и может издавать акты в рамках делегированного законодательства. -Суд выполняет задачу рассмотрения и разрешения споров, но при этом вносит большой вклад в развитие нормативной базы. -Счетная палата — это контрольная власть Евр. Союза, обеспечивающая проверку всех финансовых аспектов деятельности институтов Союза и других органов. В совокупности институты Союза действуют как устойчивый, отлаженный механизм, воплощающий в своей структуре своеобразное «разделение властей». Качество быть органом публичной власти Союза, «мерой» чего выступает закрепленная в учредительных договорах компетенция последнего в целом и полномочия соответствующего института, является главным признаком, отлича-ющим институты от иных его органов. Органы иногда называют «неформальными институтами». Можно провести аналогию между структурой организационного механизма Союза, включающей институты и иные органы, и выделением в рамках государ-ственного механизма органов и . учреждений?В отличие от первых, гос. учреждение «властных решений по отношению к другим лицам» не принимает, однако обслуживает либо население (например, гос. школа), либо государство в целом или отдельные его органы (например, армия, полиция). Во многих случаях такая классификация применима и к Евр. Союзу, к категории учреждений которого можно отнести и его структурные фонды (Евр. соц. фонд, Сельскохоз. и др.), Евр. инвестиционный банк и др. Однако провести аналогию в полной мере здесь не удается. Европейский парламент обрел законодательные полномочия лишь недавно, но институтом являлся изначально. Счетная палата до 1993 г. являлась просто органом. Придание ей Маастрихтским договором статуса института не сопровождалось существенным изменением ее полномочий. Саммит глав государств или правительств и Председателя Комиссии — Европей-ский совет — также вряд ли можно назвать учреждением. Тем не менее, играя важную политическую роль в функционировании и развитии Союза, он все еще не является институтом, ибо не наделен полномочиями принимать НПА и инд. ПА. С другой стороны, его решения могут иметь определенное правовое значение в рамках всех опор Союза (в основном второй — ОВПБ) . То же самое относится к Экономическому и социальному комитету, Комитету регионов в Сообществах. Созданный на третьем этапе перехода к единой европейской валюте Евр. цен-тральный банк (не институт), как и политические институты Союза, получил право издавать нормативные и индивидуальные акты по вопросам денежно-кредитной политики. Приведенные примеры показывают, что различия между институтами и другими органами Союза не всегда являются четкими и в некото-рых случаях могут стираться. Местонахождение органов Союза. Специфика Евр. Союза заключается в отсутствии единой штаб-квартиры в каком-либо из городов государств-членов. Органы Союза находятся в различных частях Европы. Институты Союза распола-гаются в трех г. Зап. Европы — Брюсселе (Бельгия) (Комиссия, Экон. и соц. совет, Совет), Люксембурге (Люксембург) (Суд, палата аудиторов, Евр. Инвест. Банк) и Страсбурге (Франция) (Евр. Парламент). Неофициальной столицей Союза считается г. Брюссель (как место нахождения Комиссии и основное место работы Совета) . Наряду с Советом (межправительственный институт), состоящим из националь-ных министров стран Сообществ, Париж. договор о ЕОУС 1951 г., оба Рим. договора 1957 г. учредили еще один институт — Ассамблею (межпарламентский), состоящую из представителей государств-членов. С 1962 г. в официальных документах она фигурирует уже как Евр. Парламент.