Оценка производственной деятельности предприятия определяется путем сопоставления прибыли и производственных средств и затрат, которые связаны с изготовлением продукции. Такая оценка дается при помощи показателя рентабельности, который является относительной величиной. Этот показатель позволяет судить о способности организации получать доходы и прибыль, отражают ее финансовое положение и эффективность управления хозяйственной деятельностью. Рентабельность — относительная прибыль. К основным факторам, оказывающим непосредственное воздействие на увеличение уровня рентабельности на предприятии относятся: рост объема производства продукции, снижение ее себестоимости, сокращение времени оборота ОПФ и оборотных средств, рост массы прибыли, лучшее использование фондов; установление соблюдение норм запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции. Для достижения высокого уровня рентабельности необходимо планомерно и систематически внедрять передовые достижения науки и техники, эффективно использовать трудовые ресурсы и производственные фонды. По методу исчисления существуют: 1) рентабельность производства, характеризующая результативность использования имущества предприятия:Рпр = (балансовая прибыль/ (среднегодовая ст-ть ОПФ + среднегодовая ст-ть нормируемых оборот. средств))* 100; 2) рентабельность продукцииРпрод = (балансовая прибыль/ полная себестоимость продукции)* 100. Рентабельность производства служит измерителем эффективности использования текущих затрат. Основные показатели рентабельности, применяемые на уровне предприятия, можно объединить в следующие группы:1. Показатели рентабельности продукции2. Показатели рентабельности капитала (активов)3. Показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств. 1 группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемые в отчетности предприятия. Например, балансовая прибыль/ объем продаж; прибыль от реализации / объем продаж; налогооблагаемая прибыль / объем продаж; чистая прибыль / объем продаж. 2 группа показателей рентабельности формируется на основе расчета рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все активы пр-я; инвест-й капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); собственный капитал. Например, чистая прибыль / все активы; чистая прибыль / инвестиционный капитал; чистая прибыль / собственный капитал. Несовпадение уровня рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности. 3руппа показателей рентабельности формируется на базе расчета уровня рентабельности аналогично показателям первой и второй групп, однако вместо прибыли в расчет принимается приток денежных средств. Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечить кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала.