Конкурентоспособность — это превосходство товара на целевом рынке над конкурирующими аналогами по степени удовлетворения потребностей, в том числе и по суммарным затратам потребителя на приобретение и пользование товаром. Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке. При определении уровня конкурентоспособности предприятия используются методы:- Метод суммы мест- Метод балльной оценки- Метод построения профиля производителя- Метод весомых оценок. 1. метод суммы мест. Выделяют ряд критериев оценки (доля рынка, цена, рентабельность, качество услуг, расходы на рекламу и т. д.). Оцениваемой фирме (фирма а) и ее конкурентам (В и С) присваивают место по каждому из критериев (I, II, IIII). Затем суммируют места, чем меньше сумма, тем выше конкурентоспособность. 2. метод балльной оценки. Руководствуясь данными о каждой фирме в соответствии с критериями, каждой фирме присваивают баллы от 1 до 5 (5 – наилучшее значение показателя по сравнению с другими). Присвоенные баллы суммируются, чем больше сумма, тем выше уровень конкурентоспособности. 3. метод построения профиля. Руководствуясь данными о каждой фирме в соответствии с критериями, каждой фирме присваивают баллы от 1 до 5 (5 – наилучшее значение показателя по сравнению с другими). Строится таблица, где первый столбец- это название критериев, второму присваивается порядковый номер 1, третьему - №2, и т. д., шестому - №5. Затем стоится профиль (ломаная) в соответствии с присвоенными баллами по каждому критерию каждой фирме. должно получиться столько ломаных (профилей), сколько оценивается фирм. Чем профиль правее в таблице, тем конкурентоспособность фирмы выше. 4. Метод весомых оценок. Каждому критерию присваивается коэффициент весомости, причем сумма коэффиц. равна единице. Для каждой фирмы считается балльная оценка с учетом коэф. весомости = балл по каждому критерию умножить на соответствующий этому критерию коэф. Скорректированные балльные оценки по каждому критерию суммируются. Считаем относительный коэффициент преимуществ по сравнению с наиболее сильным конкурентом. П = Бн/Бк*100%, где Бн – бальная оценка нашей фирмы, Бк – конкурента. Если <30% - позиция на рынке не устойчивая30-50% - достаточно устойчивое положение на рынке50-70% устойчивая работа на рынке. Нужно наращивать позиции>70% - предприятие контролирует рынок, необходимо отстаивать свои позиции.