Инновация (нововведение) - объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущимпродуктом. Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам как в производственной, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебнойи других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающимусловия для такой экономии. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важнейшийфактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Инновации ориентированы на рынок, на конкретногопотребителя или потребность. Совокупность инновационных действий предприятия называется научно-технической политикойпредприятия. Научно-техническая политика включает в себя: 1) разработку планов и программ инновационнойдеятельности; 2) контроль за ходом разработки новой продукциии ее внедрением; 3) изучение проектов создания новых продуктов; 4) проведение единой инновационной политики всеми подразделениями предприятия; 5) обеспечение финансами и материальными ресурсами программ нововведений; 6) обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом; 7) создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем. Инновация является весьма сложной, многогранной проблемой, затрагивающей весь комплекс отношений исследования, производства, сбыта. Огромное значение в повышении ее эффективностипринадлежит менеджменту. Непрерывный процесс открытия новых знанийи применение их в общественном производстве, т. е. непрерывный процесс внедрения инноваций, называется научно-техническим прогрессом. Инновации бывают двух основных форм: 1) эволюционная форма, воплощающаяся в насыщении промышленности традиционной, постепенносовершенствующейся техникой; 2) революционная форма, воплощающаяся в технологических прорывах, характеризующихся совершенно новыми технологическими процессами и принципами работы машин. Инновации по происхождению могут быть собственные и приобретенные. Собственные инновации - этоте научные достижения и разработки, которые были отначала и до конца разработаны на данном конкретномпредприятии. Приобретенные инновации (внешние) разработаны на других предприятиях, специализирующихся на этом фирмах. Их внедрение и использование в деятельности данного предприятия происходятпутем приобретения патентов, лицензий и т. п. Нередко разработка собственных инноваций обходится дороже, чем приобретение их на стороне. Однако они имеютсвои плюсы: использование собственных инновацийпридает большую конкурентоспособность организации,так как эти инновации, в отличие от приобретаемых, нестановятся длительное время достоянием всего рынка,других предприятий-конкурентов.