Ф. – по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлеж-х правообладателю. Франчайзинг – это форма крупного и мелкого предпринимательства. Франчайзи обязуется иметь деловой контакт исключительно с компанией франчайзера. Франчайзинг – это смешенная форма крупного и мелкого предпринимательства; сис-ма взаимовыгод. партнерских отнош-й. Он объединяет элементы аренды, купли-продажи, представительства, подряда, но в целом остается самостоят. формой договорных отнош-ий хоз. субъектов, имеющих статус юр. лица. Взаимодействаие круп. и мелкого п\п осущ-ся на основе договора франчайзинга, заключаемого м\у круп. п\п – франчайзером и мелким – франчайзи. Франчайзер (круп. компания) обязуется снабжать мелкую фирму фирму своими тов., рекл. услугами, отработан. технологиями бизнеса. За это фирма (франчайзи) обязуется предоставить компании (франчайзеру) услуги в обл. мен-та и маркетинга с учетом местных условий, а также инвестировать в эту компанию какую-то часть своего капитала. Франчайзи обязуется иметь деловой контакт исключительно с компанией франчайзера. «+» франчайзинга: Д\мелких фирм: 1)фирма-франчайзи приобретает нект-ую гарантию своего сущ-ния 2)экономит ср-ва на маркетин. исследованиях, консультациях и др. услугах профессионалов 3)имеет гарантию поставок сырья, мат., полуфабрикатов 4)открывает свое дело с меньшим риском 5)получает советы и поддержку от своего партнера – круп. фирмы. Д\круп. фирм: 1)расширение сферы сбыта прод., проникая на небольшие рынки 2)имеют инф-ию д\быстрого реагирования на изменение спроса 3)привлекают дополнит. капитал 4)устанавлив. строгий оператив. контроль за кач-ом прод. и услуг, реализ. оператором. «-« франчайзинга: 1)необ-ть учета интересов партнера – крупной фирмы и др. держателей акций 2)необ-ть регуляр. отчислений не от прибыли, а от объема продаж м. поставить держателя лицензии в труд. фин. условия 3)наличие права у продавца лицензии проверять фин. документацию, обязательность придерживаться методов ведения бизнеса, изложенных в инструкции партнерск. компании, что может ограничить возм-ти маневра 4)выкуп (по требованию компании партнера) всего необ-го оборудования и мат. Препятствия развития в России: медленное становление рын. эк-ки, тяжелый налоговый процесс, недосточ. развитая правовая база, неплатежи за прод. и услуги, слабая гос. поддержка предприним-ва. Черты и признаки франчайзинга:1. Ф-г предполагает наличие двух сторон соглашения – франчайзера и франчайзи;2. Ф-р явл. владельцем исключит-х прав: тов-го знака, фирменного стиля, патента, идеи;3. Ф-р выступает в единств. числе, франчайзи может быть несколько;4. Ф-р обеспечивает франчайзи различными формами поддержки. Виды франчайзинга:ф. товара, производственный ф., сервисный ф., ф. бизнес-формата. Ф. товара: правообладатель – производитель, основное передаваемое право – право на использование товарного знака франчайзера. Это выгодно ф-ру, так как обеспечивается продвижение товарного знака, расширяется система сбыта, при этом франчайзи явл-ся частью контролируемой системы сбыта. Производственный ф. – фирма обладает секретом производства сырья и технологией передает это право, т. е. ф-р – производитель сырья (Coca Cola). Сервисный ф. – среднее м/у ф. товара и производственным ф. суть: франчайзи предоставляется право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. (Макдональдс, тур. бизнес, образовательная деятельность)Ф. бизнес-формата – является комплексным. наряду со всеми правами ф-р передает франчайзи разработанную им технологию организации и ведения бизнеса. франчайзи идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы.