Проблема оценки конкурентоспособности предприятия является сложной и комплексной, поскольку конкурентоспособность складывается из множества самых разных факторов. Однако эта оценка необходимапредприятию для осуществления ряда мероприятий,таких как: выработка основных направлений посозданию и изготовлению продукции, пользующейсяспросом; оценка перспективы продажи конкретныхвидов изделий и формирование номенклатуры; установление цен на продукцию и т. д. В настоящее время методология и методика проведения оценки неявляются достаточно разработанными. Сложностькатегории «конкурентоспособность» обусловливаетсямногообразием подходов к ее оценке. Среди основных методов анализа в экономической литературе выделяются следующие: 1) горизонтальный анализ, или анализ тенденций,при котором показатели сравниваются с такимиже за другие периоды; 2) вертикальный анализ, при котором исследуетсяструктура показателей путем постепенного спуска на более низкий уровень детализации; 3) факторный анализ - анализ влияния отдельныхэлементов конкурентоспособности предприятия наобщие экономические показатели; 4) сравнительный анализ - сравнение исследуемыхпоказателей с аналогичными среднеотраслевымиили с аналогичными показателями конкурентов. Как правило, в экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия: 1) оценка с позиции сравнительных преимуществ; 2) оценка с позиции теории равновесия; 3) оценка исходя из теории эффективности конкуренции; 4) оценка на базе качества продукции; 5) профиль требований; 6) профиль полярностей; 7) матричный метод; 8) SWOT-анализ; 9) построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности». Необходимо отметить, что вышеперечисленныеметоды оценки конкурентоспособности предприятияоднонаправлены: один метод учитывает резервыв использовании факторов производства, другой стоимость этих факторов, следующий - качество продукции. На наш взгляд, конкурентоспособностьпредприятия надо оценивать комплексно по всемкритериям и направлениям деятельности. Метод экспертных оценок основан на обобщениимнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяютбыстро и без больших временных и трудовых затратполучить информацию, необходимую для выработки управленческого решения. Суть экспертных методов заключается в организованном сборе суждений и предположений экспертов с последующей обработкой полученных ответови формированием результатов. Существует масса методов получения экспертныхоценок. В одних с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимоот авторитетов. В других экспертов собирают вместе,при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом,учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов фиксировано,в других - растет в процессе проведения экспертизы.