Д деятельности - переход от односторонней, часто базирующейся на лишь на одном продукте произв-ой стр-ры, к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции. Диверсификация – расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Диверсификация делится на 2 типа — связанная и несвязанная. Связанная диверсификация представляет собой новую область деятельности компании, связанную с существующими областями бизнеса (например, в производстве, маркетинге, материальном снабжении или технологии). Несвязанная (латеральная) диверсификация — новая область деятельности, не имеющая очевидных связей с существующими сферами бизнеса. Связанная диверсификация делится на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная означает производство продуктов и услуг на предыдущей или следующей ступени производственного процесса. То есть производитель готовой продукции начинает либо производить для неё комплектующие (назад по цепочке), например производитель компьютеров начинает сам производить и продавать ЖК-матрицы, либо выходит на рынок продукции или услуг ещё более высокой глубины переработки (вперед по цепочке), например производитель процессоров начинает производить компьютеры. Горизонтальная — производство продуктов на той же ступени производственной цепочки. Например, производитель компьютеров начинает производить телевизоры. Новый продукт или услуга может выпускаться под уже имеющимся брендом (расширение бренда, пример: расширение бренда Nivea), либо под новым брендом. Диверсификация деятельности позволяет фирме снизить риск хозяйствования, связанный с конкретным рынком. Диверсифицированная фирма более устойчива за счет способности компенсировать прибылью от деятельности на одном рынке возможные убытки, которые компания терпит на другом. Кроме того, сам факт наличия диверсифицированной компании в отрасли отпугивает потенциальных конкурентов, поскольку они знают о ее возможностях вести конкурентную борьбу дольше и более жесткими методами. С другой стороны, диверсификация используется как метод проникновения на новые рынки, уменьшая риск банкротства и степень зависимости от экономической среды. Существенное зн-е для принятия окончательного решения о продвижении компании в новые сферы д-ти имеет предв-я экспертиза намеч мероприятий. - анализируются конкурентные условия и окружающая среда бизнеса. что высокие темпы роста и привлекательность готовой продукции для потребителей однозначно не являются главными стимулами к диверсификации. Скорее всего, именно высокая доходность и возможность длительный срок получать весомую прибыль на вложенный капитал играют более существенную роль в положительном решении о диверсификации. внедрение в один или несколько новых видов деятельности. В первую очередь нас интересует финаспект указанных решений. Покупка функц-го предприятия, представляет собой самую распр-ю форму проникновения в новый бизнес. +: получение гот технологий пр-ва, наличие функц-ых связей с поставщиками сырья и мат-в, отсутствие необходимости широкой рекламы, существующая известность готовой продукции на рынке, налаженные каналы сбыта и квал-й персонал. Объединяет все эти позиции финансовая компонента. Див-ся компании требуется не такая значительная сумма средств по сравнению с тем, если бы эти мероприятия организовывались вновь. покупки действующего предприятия, решает довольно сложную задачу, экон-е сод-ие кот состоит в том, чтобы произвести выбор: приобретение финустойчивого и успешно действующего пр-я или покупка пр-я, имеющего низкие финпоказатели. 1 предполагает более значительные затраты, чем 2. Див-я компания рассматривает возможность приобретения бизнеса исходя из собс-х финвозможностей. успешно функ-й объект покупки требует больших средств, но обеспечивает быстрый вход в новый бизнес. Мб приобретение субъекта, находящегося в сложном фин положении, будет более продуктивным, если просматриваются перспективы развития этого предприятия. Вхождение в новые виды бизнеса может осуществляться при создании нового предприятия. Див-ся компании требуется затратить опред- ресурсы на приобретение про-го об-я, поиск кв-х кадров, формирование каналов снабжения и сбыта, опр-е со-о круга потреб продукции буд пр-я, то есть необходимы значительные финресурсы. Рациональным решение о создании новой хозяйственной структуры будет при наличии нескольких условий. К примеру, когда для налаживания Дея-и нового предприятия у див-ся компании имеется времея, а также готовые технологии и специалисты. В некоторых отраслях национального хозяйства создание нового предприятия, занятие им значимой доли в производстве какого-то продукта и приобретение устойчивого финансового положения требует чрезвычайно длительного срока! в этом секторе рынка еще не функц-т крупные хоз об-я, кот могут оказать существенное противодействие. совместного предприятия. + распределение риска между участниками совместного предприятия. отдельные компании имеют в наличии определенные элементы производства. Одна компания - производственные площади, другая - высокопроизводительное оборудование, третья - современные технологии, в наличии источник инвестиций.