Стратегическое планирование можно рассматривать как динамическую совокупность шести взаимосвязанных управленческих процессов. Стратегическое планирование является важнейшей функцией стратегического управления. Основные этапы стратегического планирования: 1)Определение миссии предприятия. Этот процесс состоит в управлении смысла существования предприятия, его предназначения, роли и места в рыночной экономике. Определяет направление в бизнесе, исходя из рыночных потребностей, определяет характер потребителей, особенностей продукции, наличие конкурентных преимуществ и барьеров. 2)Формулирование целей и задач функционирования предприятия. Цели и задачи должны отражать уровень, на который необходимо вывести деятельность предприятия. Они должны создавать мотивацию людей, работающих на предприятии. 3)Анализ и оценка внешней среды. Анализ внешней среды предполагает исследования двух её компонентов: макроокружения (политические процессы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная составляющие общества, научно-технический уровень) и непосредственного окружения (покупатели, поставщики, конкуренты). 4)Анализ и оценка внутренней структуры предприятия. Анализ внутренней среды позволяет определить внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать предприятие. 5)Разработка и анализ стратегических альтернатив. При разработке стратегии фирма сталкивается с тремя вопросами: - какие виды деятельности прекратить; - какие виды деятельности продолжить; - в какой бизнес перейти. Существуют три направления формирования стратегии: - достижение лидерства в области минимизации издержек производства; - специализация в производстве определённого вида продукции; - фиксация определённого сегмента рынка и концентрация усилий на этом сегменте. 6)Выбор стратегии. Стратегический выбор должен быть определённым и однозначным. Из всех рассмотренных стратегий должна быть выбрана одна.