Налоговая система в идеале отражает спрос населения на общественные блага. Т. к. существуют провалы государства, необходимо оценивать эффективность налоговой системы. Существует пять критериев оценки налоговой системы: 1) относительное равенство обязательствт. е. применяется в равной степени ко всем гражданам. предполагает дифференциацию:- по четким критериям (отражает справедливость)- критерии связаны с действиями индивидапринципы равенства:- по горизонтали (т. е. два индивида с одинаковым доходом платят одинаковый налог)- по вертикали (т. е. соответствие дифференциации налоговых обязательств индивидов различиям в их положении)чем полнее выполняются эти принципы, тем справедливее налоговая система. 2) экономическая нейтральностьвыражает эффективность налоговой системыболее эффективными являются корректирующие (т. е. искажающие с положительным внешним эффектом) и нейтральные налоги. 3) организационная простотат. е. чем меньше расходы на содержание налоговой службы, на составление и отправку деклараций, на приобретение услуг консультантов и адвокатов, тем эффективнее работает налоговая система. 4) гибкость налогат. е. способность налоговой системы адекватно реагировать на динамику макроэкономических процессовчем налог более направленный и своевременный, тем система эффективнее. 5) контролируемость налоговой системычем полнее право налогоплательщиков участвовать в налоговой политике правительства (через референдумы, депутатов и т. д.), тем эффективнее система. Несогласованность критериев связана с конфликтом экономической эффективности и справедливости. К экономической эффективности относятся нейтральность, гибкость и организационная простота. К справедливости относятся контролируемость и относительное равенство. Например, налоговые льготы являются справедливыми, но они искажают налоговую систему, что приводит к экономической неэффективности. Взаимосвязь и противоречие критериев позволяет оценить как достоинства, так и недостатки налоговой системы. Т. к. в разных странах приняты разные стандарты соотношения эффективности и справедливости, то существует большое количество налоговых систем. Например, косвенные налоги по отношению к прямым труднее контролируются, но имеют более простую организацию. Поэтому в более развитых и богатых странах, где затраты на организацию не так важны, преобладают прямые налоги, а в наименее развитых, где важно собрать налоги в полном размере, преобладают косвенные налоги.