Существуют различия в ценообразовании в зависимости от сегментации общественного сектора: - Для чистых и социально значимых общественных благ характерно неценовое регулирование - Смешанные общественные блага, созданные естественными институциональным монополиями, перегружаемые общественные блага => ценовое регулирование. Чистое общественное благо: 1) Неисключаемость тех, кто не готов покупать; 2) Предельные издержки потребления новых потребителей равны нулю => нет рыночной цен, т. е. их финансирование происходит за счет налогов, цена устанавливается с помощью неценового механизма. Характеристика неценового механизма: - соблюдение бюджетно-финансового равновесия на основе баланса налоговых поступлений и нормативного финансирования; - установление режима функционирования с помощь карточек и очередности получения общественных благ; - использование социального института голосования; - существует теневой рынок, злоупотребление должностным положением. Инструменты неценового равновесия (аналог рыночных цен): налоги, финансовые нормы, временные нормы очередности, голоса избирателей-налогоплательщиков. Особенности неценового бюджетного равновесия: 1) Бюджетное равновесие базируется на принципе соотношения социальных затрат и социальных выгод, т. е. приоритет отдается соц. критериям, а не экономическим. 2) Принцип учета эффекта целого. 3) Преобладающе обязательного характера установления финансовой сбалансированности в соответствии с принципом единой кассы. Например:налоги -» общая сумма (касса) ~> расходование в зависимости от социального приоритета. 4) Существует разрыв во времени и пространстве между оплатой населением общественных благ и их использованием. Методы сведения общественных благ к частным. Метод денежной оценки альтернативной стоимости общественных благ. В основе лежит гедонистическая теория. Пример: труд Т. Веблена «Эффект сноба», X. Либенстайна «Эффект толпы цена устанавливается не по внутренним качествам, а на основа соц. факторов, таким образом цена - это выражение ценностных установок общества. Ценообразование в общественном секторе за исключением некоторых видов смешанных общественных благ представляет собой ценообразование в условиях несовершенной конкуренции (например, госрегулирование естественных монополий). Помимо регулирования цен естественных монополий ценовой механизм и ценовая политика общественном секторе широко используется для трансформации внешних экстернальных эффектов цены товаров и услуг, производимых в коммерческом секторе. Так, отрицательный внешний эффект (вредные производственные воздействия н окружающую среду, вредные привычки (алкоголь, табак, азартные игры)) учитывается в цене с помощью налогов (налогов Лигу). Это экологический налог, акцизы на алкоголь и табак. Положительный внешний эффект учитывается при помощи субсидий.