Как и на конкурентном рынке, решающее значение имеет гибкость экономического поведения, т.е. способность без значительных потерь переходить под влиянием налога в адекватную ему новую точку равновесия. Если монополист, в полной мере использовав преимущества своего положения до введения налога, не имеет возможности выбрать относительно равноценную ситуацию после его появления, он вынужден нести налоговое бремя. Для монополиста гибкость — это способность менять объем продаж (выпуска) в достаточно широком диапазоне при относительно небольших сдвигах в уровне предельных издержек. Данное свойство представляет собой аналог эластичного предложения на конкурентном рынке.Монополист, продающий уникальный товар, стоит перед выбором: или полностью принять на себя налоговое бремя, или покинуть рынок. Сфера действия налога формируется в данном случае так же, как при абсолютно неэластичном предложении на конкурентном рынке.
Однако и весьма значительная гибкость экономического поведения сама по себе не обеспечивает монополисту возможность покинуть сферу действия налога. Перемещение налогового бремени зависит не только от него, но и от поведения его контрагентов. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим ситуацию, когда предельные издержки монополиста постоянны, что в некотором смысле эквивалентно абсолютно эластичному предложению.Вынужденный под воздействием налога отказываться от наиболее предпочтительного доналогового равновесия Е0 монополист стремится повысить цену, чтобы покрыть дополнительные издержки. Для этого он вынужден сокращать объем продаж, что в данном случае означает переход на все более эластичные участки линии спроса. В результате возможности перемещения налогового бремени ограничиваются. "Цена покупателей" РS выше доналоговой цены Р0, но "цена продавца" РS, — ниже Р0.Что происходит, если сдвиг точки равновесия на более эластичные участки кривой спроса не имеет места? Представим себе монополизированный рынок, функция спроса на котором характеризуется постоянной эластичностью по цене.Как известно, MR = Р(1+1/еd). Естественно полагать, что ed < —1. Иными словами, речь пойдёт о нормальном товаре, а монополист выбирает такую точку равновесия, чтобы предельный доход был как минимум неотрицательным. Обозначим сумму (1+1/ed) символом z. Очевидно, 0 < z <1. Поскольку в состоянии равновесия MR = МС, прирост Δz под влиянием налога составляет t, а прирост цены ΔР равен t / z. Следовательно, при постоянной эластичности спроса цена на монополизированном рынке возрастает больше, чем на величину налога.
На рис. 7.4 этому соответствует "раструб", образуемый кривыми спроса и предельного дохода. Кривые расходятся тем больше, чем ближе z к нулю, иными словами, чем ниже эластичность спроса. Таким образом, отсутствие свободы маневра у покупателей обусловливает резкое ухудшение их положения под воздействием налога.Коль скоро "цена покупателей" РD увеличивается больше, чем на t, то не только она, но и "цена продавца" РS выше первоначальной, доналоговой цены Ру. Это, однако, не означает, что для монополиста посленалоговая ситуация заведомо лучше доналоговой. Существенна не только цена, но и объем продаж (а он сокращается), и издержки (а они теперь включают налог).Что изменится, если отказаться от предположения о постоянстве предельных издержек? В обоих случаях предполагается одно и то же доналоговое равновесие E0 и специфический налог в размере t, так что линии МС и МС' проходят через точку А, а линии (МС + + t) и (МС'+ t) — через точку В. Посленалоговое равновесие при постоянном значении МС достигается в точке E1, а при предельных издержках, соответствующих МС', — в точке E’1. Этим точкам отвечают "цены покупателей" РD и РD'. Хорошо видно, что, чем круче линия МС', т.е. чем менее гибко поведение монополиста, тем меньшее сокращение выпуска (с Q0 до Q1' ) вызывает налог. Соответственно тем меньше повышается цена (с Р0 до РD').
Если предельные издержки уменьшаются с ростом продаж, сокращение выпуска и повышение цены приобретают, при прочих равных условиях, большие масштабы, чем при постоянстве предельных издержек.