1)Утилитаризм- функция общественного благосостояния = сумме индивидуальных функций полезности. - благополучие общества складывается из достижений индивидов. - оправдывает перераспределение (но в узких пределах), т. к. при росте дохода предельная полезность его единицы падает (бедняки способны приобрести больше, чем потребляют богачи)2. Либертаризм- индивидуальные полезности несравнимы- приоритет индивидуальных свобод и право частной собственности- гос-во обязано содействовать лишь таким изменениям, которые отвечают критерию Парето- принудительное распределение заведомо неприемлемо- индивидуализм, исключающий возможность суммирования индивидуальных полезностей 3. Эгалитариэм- Приоритет равенства- связан с идеями коллективизма- благосостояние общества - это нечто, отвечающее высшим интересам самого общества как единого организма, в котором индивидуумы выполняют функции членов. - сплоченность и солидарность важнее, чем индивидуальные достижения и независимость индивида от гос-ва. - активная деятельность гос-ва по выравниванию доходов. - не требовали абсолютного равенства доходов. но максимально возможного при данном уровне экономической эффективности- частный случаи Эгалитаризма - роулзианский подход (акцентирует заинтересованность каждого индивида в социальных гарантиях). мысленный эксперимент "вуаль незнания" - определение предпочтений индивида, исходя из незнания собственного будущего. В таком случае индивиды предпочитают такую политику распределения, которая направлена главным образом на улучшение положения членов общества, находящихся в наихудшем положении. Сейчас общественный сектор основывается на всех трех концепциях: признается право индивида на собственный выбор и частную собственность (либертализм), необходимо максимизировать благосостояние большинства (утилитаризм), а так же признается необходимость ответственности общества за положение своих наименее благополучных членов (эгалитаризм). В современном обществе эта ответственность за слабейших, возложенная на гос-во, определяет большинство перераспределительных процессов в обществе (особенно тех, которые пользуются широким одобрением граждан и которые целенаправленно осуществляются гос-вом).