Своеобразной гарантией эффективности любого предприятия являются тщательно проработанный бизнес-план и создание условий для реализации его позиций с максимально возможной экономией затрат и высокими результатами. Важной частью бизнес-плана выступает план маркетинга, в нем определяются приоритетные цели и действия по мере вхождения в рынок. Возможен следующий вариант маркетингового плана для предприятия, занимающегося производством и реализацией товаров. Анализ и оценка рыночных возможностей:формулирование целей и задач: оценка имеющихся материальных ресурсов для производства товаров; выявление рынка для торговли товарами;оценка маркетинговой среды: макросреды, микросреды;оценка путей получения возможных конкурентных преимуществ: снижение цен; усиление рекламы; расширение мест продажи. Разработка комплекса маркетинга:разработка ассортимента товаров;разработка упаковки и маркировки;определение необходимости сервиса и конкретных его направлений;цены и политика ценообразования;анализ и выбор каналов распределения: с посредниками; без посредников;методы продажи: оптом; в розницу; по почте; по заказам с доставкой на дом. Бюджет маркетинга - это сумма затрат на маркетинговую деятельность на предприятии. Существуют следующие методы определения бюджета маркетинга. Финансирование по возможностям. Он применяется фирмами, ориентированными напроизводство, а не на потребителя, не на маркетинг. Прейскурантный метод - планирование маркетингового бюджета на основе данныхо предполагаемых объемах продаж, совокупных издержках и назначенной величине (норме) целевой прибыли. Метод фиксированного процента основан на отчислении определенной доли от прошлогоднего объема продаж. Этот метод весьма прост и часто используется разветвленными централизованными компаниями. Метод соответствия конкуренту. Чтобы его реализовать, необходимо наличие ряда редко встречающихся условий. Во-первых, подобрать конкурента, похожего на вашу фирму по своимресурсам, интересам и позиции. Во-вторых, определить размеры его маркетингового бюджета. Метод максимальных расходов подразумевает под собой максимальное расходование средств на маркетинговую деятельность. При всей видимой прогрессивности такого подхода его слабость - в пренебрежении способа ми оптимизации деятельности. Метод «цель - задание» предполагает, что любое маркетинговое усилие должно строгосоответствовать конкретным целям работы, при этом затраты на каждое маркетинговое действиесоотносятся с ожидаемыми выгодами в движении к намеченной цели.