Потребности-объективная нужда в чем-либо необходимом для достижения жизнедеятельности человека и развития его личности. Потребительское поведение- процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений. На рынке потребитель сталкивается с бесчисленным количеством товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою потребительскую корзину. Полезность блага- это способность экономического блага удовлетворить 1 или более человеческих потребностей. Различают общую и предельную полезность. Общая полезность- это удовлетворение, которое получают от потребления определенного набора единиц товара. Предельная полезность- полезность= приращению увеличения общей полезности в результате преобразования дополнительной единицы данного товара. Закон предельной полезности. В результате исследования была выявлена закономерность: потребляя последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя.
При этом предполагается, что вкусы потребителя постоянны, а функция потребления непрерывна. Это означает, что любому, бесконечно малому увеличению количества блага, соответствует прирост общей полезности, хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. МU-предельная полезность. ТU-общая полезность. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность=0. Это означает, что благо полностью удовлетворяет потребностям. Если дальнейшее потребление приносит вред, то общая полезность снижается. Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Т.о. цена блага определяется не общей, а предельной полезностью. Т.к. предельная полезность этого блага для потребителя снижается, то производитель м. продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цены. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса. Представители австрийской школы обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченных ресурсов. Ими была вызвана закономерность, что последовательное потребление количества какого-либо блага обладает убывающей полезностью для потребителя. Хотя общая полезность возрастает, предельная при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности. Согласно теории, развитой сторонниками австрийской школы, цена блага для потребления определяется не общей, а предельной полезностью. Функция полезности- функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества. MU=∆TU/∆Q. Потребитель пытается так распределить свои денежные доходы, чтобы получить максимально совокупную полезность. Он не м. купить все, что ему хочется, т.к. денежный доход ограничен, а товары, которые он собирается приобрести, имеют определенную цену. Поэтому потребитель должен выбирать между различными товарами, чтобы при ограниченном денежном доходе получить в свое распоряжение наиболее предпочтительный для него набор товаров и услуг. Теория потребительского выбора основана на некоторых допущениях: множественность видов потребления, ненасыщенность, транзитивность, субституция, убывающая предельная полезность.Направления маржиналисткой теории: кардиналисты – количественный подход; ординалисты – порядковый подход. Для кардиналистов характерно использование денежной оценки полезностиПравило потребительского поведения заключается в том, чтобы каждая последовательная единица денежных затрат на приобретение товаров приносила одинаковую полезность. MU1/P1=MU2/P2=MUn/Pn=λ. Р- цены товаров, MU- предельная полезность. Просмотрев поведение потребителя на рынке с т.з. предельной полезности можно заметить, что хотя потребности людей многочисленны и безграничны, потребность в определённом товаре в пределах определённого промежутка времени может быть удовлетворён. На рынке потребность выступает как платёжеспособный спрос. Спрос потребителя определяется в зав-ти от цен, денежного дохода, его вкуса и предпочтений.