Шпаргалка по предмету "Экономическая теория"


Основные этапы развития экономической теории.

Зачатки экономической теории появились еще в Древнем мире. Уже ученые Древней Греции, Рима, Востока, Египта пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние. Платон и Аристотель сформулировали основные положения экономической теории о полезности, как исходной ценности хозяйственных благ, и правильном их обмене, как обмене эквивалентов. Термин «экономия», который ввёл Аристотель, состоит из «ойкос»- дом, хозяйство, «номос»-учение, закон. Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали систематизированного учения об экономике. Как наука, систематизирующая значение о сущности, целях и задачах экономической системы, экономика возникла в XVI – XVIIвв. –это период становления капитализма, зарождение мануфактуры, углубление общественного разделения труда, расширение внешних и внутренних рынков, идентификации денежного образования, на все эти процессы экономическая наука откликается появлением меркантилизма. Сущность учения меркантилистов сводится к определению источников происхождения богатства. Меркантилисты были представителями торговцев и соответственно выражали их интересы. Идейно близко к меркантилизму является экономическая политика протекционизма направленная на защиту и ограждения национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров, ограничений проникновения в страну иностранных товаров и капиталов. Представители меркантилизма Томас Ман и Монкретье. Монкретье ввел понятие «политическая экономия». Переходным мостиком от меркантилизма к классической политэкономии яв-ся учение Вильяма Пети. Заслуга его в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Новый этап в развитии экономики представлен физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Дословно термин «физиократы» означает власть природы. Главным представителем яв-ся Франсуа Кенэ. Он опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство. Источником богатства он объявил не просто труд земледелия, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в с/х. Ограниченность этого учения в том, что источником богатства считается труд только земледелия. Дальнейшее развитие экономика получила в трудах Адама Смита и Давида Рикардо. А. Смит вошел в историю экономич-ой мысли как основоположник классической политич-ой экономики. Основная идея учения Адама Смита идея либерализма, минимального вмешательства гос-ва в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он назвал невидимой рукой. А. Смит заложил основу трудовой теории стоимости, возвысил роль производ-го труда, как условия повышения его эффективности. Создал учение о доходах, сформировал принципы налогообложения и т. д. Давид Рикардо показал, что единым источником стоимости яв-ся труд рабочего. Он сформировал законы обратно пропорциональные зависимости м\у заработной платой и прибылью, раскрыл механизм дифференциальной ренты. Сисмонди выступил с критикой экономич. экономизма, капиталистического общества. В центр эконом. учения ставил распределение от которого зависит произ-во и потребление. Социалисты-утописты (Сен-Симон, Фурье и Оуэн). Они выступали с критикой капитализма, требованием реорганизации производства потребления, отменой частной собственности, ликвидации противоположностей м/у умственным и физ. трудом установления справедливой соц-ой системы. Марксизм (Маркс, Энгельс и Ленин) это важный этап в теор. экономике представляющий собой всесторонние исследования законов развития капит-го общ-ва и концепцию социализма как новый эконом-й системы. Социалист-е принципы: обществ-я собственность наследства произ-ва, отсутствие эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость ведения хоз-ва по единому плану. Т. о. классическая школа теор. экономики, зародившейся на рубеже 17-18вв. просущ-ла с различными модификациями до конца 19в. В конце 19-начале20вв. происходит отказ от теории классической школы, кот-ая хар-ет переход от аналит-го типа науки к систематическому, т. е. переход от вопроса, в чем сущность явления к вопросу как экономические явления взаимодейст-ют.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.