При анализе кривой доход-потребление мы рассматриваем влияние изменения дохода, а при анализе кривой цена-потребление влияние изменения цен на относительную замену одного блага другим.
Если цена снижается, то мы приобретаем больше товара. С одной стороны у вас есть стремление на своей кривой безразличия, т.е. сокращая уровень потребления привычных для вас. С другой стороны – вам придется изменить сочетание товара на этой кривой безразличия в сторону уменьшения покупок подорожавшего товара и увеличения подешевевшего. Эта реакция потребителя на изменение цен – эффект замещения. Эффект замещения – это сохранение достигнутого уровня потребления с изменением цен при неизменном уровне дохода. Он демонстрирует взаимосвязь м/у относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Потребитель будет замещать относительно более дорогие товары покупкой более дешевых. Эффект дохода - это изменение достигнутого уровня потребления с изменением дохода при неизменных ценах. Он показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Понижение цены товара сделает потребителя реально богаче и позволит расширить объем спроса. Новая бюджетная линия примет вид М2К2 будет параллельна линии М1К1.При изменении цены наклон б.л. изменится, при неизм. цене – останется постоянным.Увеличение дохода выражается в перемещении б.л. на более высокий уровень. Б.л. М2К2 будет иметь точку пересечения с кривой безразличия; с более высокими кривыми безразличия она вообще не будет пересекаться, а с более низкими будет иметь две точки пересечения. Соответственно равновесие потребителей сместится из точки С2 в точку Е2. Уровень потребления первого и второго товаров увеличатся – это явление эффекта доходов.Но существует также описание такой ситуации, когда снижение цены приведет к уменьшению спроса, а увеличение цены –повышению спроса на товар, такая ситуация называется парадокс Гиффе-на, а низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления, называется товаром Гиффена. Так при повышении цены на картофель бедные семьи должны будут отказаться от покупки других товаров, тратя весь свой заработок на картофель. Эффект дохода в этом случае перевешивает эффект замещения, и при снижении цены на такой товар спрос на него уменьшается, а при повышении –увеличивается.