Шпаргалка по предмету "Экономическая психология"


Влияние психологических факторов на экономическое поведение личности.

Важнейшими психологическими факторами, определяющими экономическое поведение, являются цели, мотивы и интересы индивида.Основополагающей детерминантой экономического поведения личности являются цели ее жизнедеятельности. Цель – это зримый образ ожидаемого результата. Она является ориентиром для действий человека и определяет их направленность, упорядочивает деятельность человека.Существуют различные механизмы целеполагания. Б.А. Райзберг выделяет три таких механизма [10]: 1) формирование цели для удовлетворения потребности; 2) формирование цели на основе заданной извне целевой установки; 3) формирование цели исходя из системы ценностей. Рассмотрим их подробнее.Формирование цели для удовлетворения потребности. Человек под действием внешних или внутренних воздействий (например, чувства голода) испытывает определенную потребность (например, в пище). Данная потребность осознается, анализируется. В сознании происходит сравнение желаемого уровня удовлетворения потребности (что именно хотелось бы съесть) и располагаемый уровень удовлетворения потребностей – это обеспеченный имеющимися возможностями и ресурсами уровень (что есть в наличии). Несоответствие между этими уровнями (желаемый уровень превышает располагаемый) приводит к тому, что потребность не может быть удовлетворена. В результате возникает цель деятельности, которая выражается в терминах удовлетворения потребности и вызывает последовательность определенных действий, приводящих к удовлетворению потребности.Рис. 2.1 Схема формирования цели для удовлетворения потребностиФормирование цели на основе заданной извне целевой установки. Внешняя целевая установка связана с удовлетворением потребности того лица, которое ее задает. Она может полностью или частично отражать потребности лица, которому задается. Например, индивиду доведены цели социальной группы, которые он воспринимает как собственные. Эта цель может также и не соответствовать личным целям субъекта. Тогда происходит корректировка им целевой установки, чтобы максимизировать степень соответствия собственным целям и сделать минимальным несоответствие. Скорректированная (воспринятая) цель становится уже внутренней целью индивида. Необходимо отметить, что корректировка цели производится так, чтобы не породить негативную реакцию лица, ее задавшего, если только человек не стремится корректировкой цели заявить о своем протесте против нежелательно поставленной цели.Рис. 2.2. Схема формирования цели на основе заданной извне целевой установкиФормирование цели исходя из системы ценностей. Каждому человеку присуще наличие осознаваемой, четко ранжируемой системы ценностей. Определяя линию своего поведения, человек анализирует, в какой мере планируемые действия соответствуют его системе ценностей. Если между ними возникает противоречие, человек может, либо пожертвовать некоторыми из ценностей, исключив их из своей системы, либо скорректирует свои действия, чтобы устранить противоречие с имеющейся системой ценностей. В результате формируются цели поведения, согласованные с ценностными установками индивида.Рис. 2.3. Схема формирования цели исходя из системы ценностейЦель деятельности тесно связана с мотивами, побуждающими к достижению этих целей. Цель начинает направлять действие или определять выбор возможных способов осуществления, лишь связываясь с определенным мотивом. Мотив рассматривается как побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности. Если цель отвечает на вопрос, что должно быть получено в результате деятельности, то мотив отвечает на вопрос, ради чего осуществляется деятельность. Мотив побуждает к деятельности, а цель направляет ее через действия.Анализируя поведение субъектов экономической деятельности, следует различать истинные и скрытые мотивы. Людям свойственно скрывать побудительные силы своей экономической деятельности, стремление представлять законные, признанные обществом мотивы, для того, чтобы создать социально желательный образ. Поэтому за известной, декларируемой целью могут стоять разные мотивы. Не зная их, трудно понять, почему люди действуют тем или иным образом.Экономическое поведение индивида во многом определяется его интересами, которые в экономической науке являются синонимами таких понятий как «выгода», «прибыль». Прибыль – это разность между денежным выражением полученного результата и суммой затрат на его получение. Однако в экономической психологии в понятие «выгода» включается не только экономическая, но и социальная составляющая, например, моральные затраты, потери вследствие риска и т.д. Поэтому в понятие «интерес» включается также моральное удовлетворение, удовольствие от выполненного долга, повышение социального статуса, расширение сферы своего влияния.Экономический интерес – это источник экономической активности, форма действия власти собственности на волю субъекта хозяйствования. Развивается на основе мотива, но под регуляторным воздействием норм. Экономические нормы являются одним из видов социальных норм, регулирующих экономическое поведение, которые, как правило, закрепляются юридически, приобретая статус правовых, и наделяются соответствующими средствами контроля (санкциями) за их соблюдением [3].Экономический интерес тесно связан с целями и мотивами деятельности. Так, если целью деятельности является получение выгоды, то можно говорить, что интерес преобразовался в цель. Вообще же интерес должен стимулировать человека к достижению цели, а не подменять ее.Интерес, поиск выгоды представляет собой специфическое проявление мотива деятельности, поскольку деятельность осуществляется ради получения наибольшей выгоды, удовлетворенности своими действиями. Поэтому при определении субъекта каких-либо действий используют правило: «Ищите, кому это выгодно», т.е. человека, у которого были веские мотивы.Таким образом, цели, мотивы и  интересы деятельности обладают единством, оказывают взаимное влияние и определяют поведение субъектов экономической деятельности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.