Шпаргалка по предмету "Экономическая психология"


Психология восприятия сбережений

По мере достижения определенного уровня благосостояния человек начинает часть получаемых средств накапливать, делать сбережения. Сбережения – часть личного дохода (личные сбережения) либо дохода предприятия (неразделенная прибыль), которая не расходуется на текущее потребление. Стремление делать накопления предполагает наличие определенных целей и мотивов, которые зависят от типа личности, жизненных целей, кратковременных и перспективных планов [11]. Дж. Катоной были выделены следующие цели сбережения: а) контрактная цель – сбережения направляются на поддержание достигнутого жизненного уровня. Часть доходов при этом выходит из денежного обращения и на основе договорных отношений (контрактов) направляется на строительство жилья, страхование жизни и т. д. ; б) дискретная цель предполагает лишь намерение к сбережению. Средства находятся в непосредственном распоряжении владельца. Сам акт откладывания средств носит непостоянный, случайный характер. В основе целей сбережения лежат мотивы. В экономической психологии выделяют два вида мотивов сбережения – прагматические и мотивы, не имеющие практической нацеленности. К прагматическим мотивам, которые преобладают у человека, относятся следующие мотивы: а) мотив безопасности, который ориентирует индивида на осознанное целенаправленное накопление для обеспечения собственной жизнедеятельности, основ существования; б) мотив достижения контроля над ситуацией. Человек стремится обеспечить свою независимость от других, а по возможности обеспечить контроль и власть над окружающими; в) мотив получения доходов связан с обеспечением себя крупными финансовыми средствами. Он реализуется путем выбора наиболее удачных форм накопления, путем выработки эффективной стратегии накопления. г) мотив престижа заключается в стремлении индивида к демонстрации окружающим самого факта накопления средств, как показателя успеха, профессионального мастерства, умелого обращения с деньгами. К мотивам, не имеющим практической нацеленности, относятся: а) мотивы сбережения как самоцели, т. е. накопление средств с целью обладания капиталом; б) альтруистические мотивы – сбережения с целью оказания помощи другим, меценатства и т. д. Существует определенная связь между мотивами и выбранной формой сбережения. Так для мотива престижа характерно преобладание безопасных  форм сбережения. Мотиву достижения контроля чаще сопутствуют сбережения в денежной форме, дающие возможность в любое время распорядиться своими ресурсами. В последние десятилетия тенденции сбережения у населения развитых стран постепенно меняются [11]. 1. Постепенно снижается доля средств, направляемых населением для  накопления. В качестве основных причин называются следующие: во-первых, стабильное социально-экономическое развитие западных стран, и, как следствие, отсутствие необходимости откладывать деньги на «черный день»; во-вторых, преобладание краткосрочных жизненных планов современного индивида над долгосрочными, использование имеющихся средств для организации отдыха, хобби и т. д. ; в-третьих, возрастание удельного веса молодежи среди потребителей, для которой не характерна тенденция к отложенному спросу. 2. У всего населения усиливается ориентация на накопления, связанные с достижением текущих, потребительских целей. 3. Наблюдается определенное замещение операций по накоплению операциями получения кредитов. Доступность и относительная дешевизна кредита сокращает потребность в сбережении. 4. Сбережения все больше ориентируются на поддержание достигнутого стандарта жизни. 5. Наиболее активно сбережения осуществляются средними по возрасту слоями населения. 6. Вовлекаемые в процесс накопления слои населения все больше готовы к тому, чтобы нести соответствующую долю риска. 7. Произошли изменения в сегменте вкладчиков и в их психологии. Так пенсионеры все активнее проявляют новые аспекты своих потребностей (путешествия, досуг), ориентируясь на текущее потребление. В России и на постсоветском пространстве процесс сбережения имеет свою специфику. Во-первых, доля средств, направляемых на накопление, относительно невелика, поскольку не сформировалась привычка делать накопления в современных, обусловленных рыночным типом экономики,  формах (страхование, покупка ценных бумаг) и относительно мал среднестатистический доход в странах. Во-вторых, сбережения нацелены преимущественно на краткосрочное потребление (путешествия, приобретение автомобиля). Только начинает развиваться вложение денег в строительство жилья. В-третьих, сдерживающим фактором для накопления денежных средств и преобразования их в инвестиции выступает нестабильная социально-экономическая ситуация в странах. Лишь при достижении ею относительной стабильности у людей может появиться стимул к накоплению сбережений и трансформации их в инвестиции.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.