Шпаргалка по предмету "Экономическая психология"


Особенности трудовой деятельности в условиях рыночной и централизованной экономики

При смене социально-экономической и политической систем трудовые отношения претерпевают перемены, иногда кардинальные [10]. В советской централизованно управляемой экономике деятельность людей считали трудовой, только если она была связана с преобразованием природы с помощью орудий труда и при наличии осязаемых результатов труда. Все люди должны были не просто участвовать в труде, а числится на государственной работе. В противном случае они считались тунеядцами и привлекались к суду. «Производственники» относились с пренебрежением к деятельности людей в нематериальной сфере, часто не признавали их деятельность трудом, а доходы трудовыми. Фундаментальным отличием рыночной экономики от экономики централизованной является то, что трудом считается любая целенаправленная, полезная и законная деятельность человека, требующая от него затрат мысли, усилий вне зависимости от области применения результата этой деятельности, формы и способов организации работы. Тем самым существенно расширяются виды деятельности, получающие общественное признание как трудовые. Вместо понятия «нетрудовые доходы» вводится понятие «доходы, полученные от незаконной деятельности». Кроме этого, в условиях рыночной экономики основным мотивом труда является возмещение затраченных усилий денежной выплатой, а не внутренняя потребность, как это утверждалось в советский период, что верно только отчасти. Для рыночной экономики характерно также наличие свободного рынка труда, который рассматривается как система социально-экономических отношений между собственниками рабочей силы и владельцами средств производства по поводу вовлечения рабочей силы в производство, ее функционирования и воспроизводства, а также распределения и перераспределения. В условиях рыночной экономики каждый человек имеет возможность продавать свою рабочую силу, распоряжаясь ей по своему усмотрению. Отсутствует прямое принуждение к труду в виде обязанности человека трудиться в общественном производстве, что характерно для централизованной экономики. В этих условиях обязательность и принудительность труда косвенно проявлялись в виде директивного централизованного планирования труда, которое осуществлялось через привлечение работников «по лимиту» в крупные города, длительные командировки, массовые привлечения к сельскохозяйственным работам, обязательное распределение выпускников учебных заведений. В условиях свободного рынка труда отношения между нанимателем и нанимаемым во многом зависят от целей, мотивов и интересов обеих сторон, влияющих на психологию трудовых отношений. Нанимающая сторона исходит из требований к работнику, которые определяются наличием свободных мест, уровнем квалификации, половозрастной характеристикой, морально-психологическими качествами. Нанимаемая сторона руководствуется предполагаемым уровнем оплаты, условиями труда, соответствием должностных обязанностей уровню квалификации, стабильностью работы, морально-психологическим климатом в коллективе. Если требования первой стороны совпадают с запросами второй стороны, то между ними заключается договор в виде контракта, в котором четко оговариваются условия, которые должна соблюдать каждая из сторон. Сила контрактного договора состоит в том, что и наниматель и работник постоянно ощущают его двойственную направленность, временный характер и возможность прекращения отношений нарушении договорных обязательств на условиях, невыгодных для стороны-нарушителя. В связи с этим контракт формирует у обеих сторон психологию обязанности, ответственности и одновременно заинтересованности. Вместе с тем, и в условиях рыночной экономики присутствует государственное регулирование рынка труда. Оно представлено, во-первых, в виде законодательства о труде, в котором определены нормы и правила отношений между нанимателем и нанимаемым; во-вторых, в виде системы саморегуляции трудовых процессов, которая основывается на создании условий жизнедеятельности и труда, оказывающих необходимое воздействие на работников; в-третьих, в виде системы трудоустройства (центров занятости), которая сдерживает такие неизбежные и социально опасные явления рыночной экономики, как конкуренция между работниками и безработица.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.