Шпаргалка по предмету "Экономическая психология"


Государство как экономический институт

В ряду субъектов экономики, деятельность которых подвержена влиянию психологических факторов, наряду с индивидом, организациями, социальными группами особое место занимает государство. Государство – это универсальная система организации процессов жизнедеятельности общества, управления деятельностью и отношениями людей, объединенных общей территорией, историей, традициями. Оно, номинально представляя власть народа, реально выступает в лице государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Тем самым государственная психология невольно отражает психологию лиц, представленных в этих органах. Государственная психология выражает психологию народа в той мере, в которой субъекты власти  руководствуются психологическими установками, мотивами и интересами граждан страны, народа. Как субъект экономических отношений государство выполняет ряд функций, в каждой из которых можно наблюдать психологически обусловленные аспекты его экономического поведения. 1. Государство выполняет функцию субъекта власти, определяющего правила и условия экономических отношений различных субъектов хозяйствования, которые фиксируются в нормативно-правовых актах. Как субъект власти государство руководствуется установками, которые зависят от общественно-политического строя, состояния экономики, зрелости законодательной базы, проводимой экономической политики, целей, мотивов и интересов лиц, представляющих государственную власть. К числу основных социально-психологических установок относятся следующие: а) поддержание своих полномочий на уровне, достаточном для реализации государственной и экономической политики; б) предотвращение посягательства на экономическую власть со стороны негосударственных структур; в) обеспечение экономической  и финансовой безопасности страны, устойчивости экономики; г) обеспечение достойного экономического статуса страны на международной арене; д) сокращение зоны действия теневой, нерегулируемой государством экономики; е) достижение высокой результативности государственного управления экономикой; ж) предоставление экономической свободы хозяйствующим субъектам в рамках законодательно установленных ограничений; з) предоставление экономических выгод работникам государственного аппарата. 2. Государство выполняет функцию непосредственного хозяйствования, производя товары, блага и услуги. Основные социально-психологические установки государства связаны со стремлением оптимизировать структуру государственного сектора экономики, поддерживая прибыльные предприятия и избавляясь от убыточных. 3. Государство выполняет функцию потребителя товаров и услуг, в том числе производимых в частном секторе и за рубежом. Социально-психологические установки связаны с удовлетворением государственных потребностей на возможно более высоком уровне с минимально возможными затратами. Часто государство склонно увеличивать закупки на внутренних рынках, чтобы активизировать спрос и всю экономическую деятельность в стране. 4. Государство выполняет функцию собственника национального богатства. Оно распоряжается бюджетными средствами, продает и приобретает имущество, предоставляет кредиты, аренду другим субъектам хозяйствования. Социально-психологические установки связаны с предпочтением государственной или частной собственности, приватизации или национализации предприятий, социально справедливого распределения бюджетных средств и в тоже время, учет интересов работников госаппарата. 5. Государство выполняет функцию защитника и гаранта социальных интересов граждан в виде поддержки социально незащищенных слоев, выплаты пособий, содержания объектов социальной инфраструктуры и т. д. Социально-психологические установки связаны с соблюдением социальной справедливости, с преодолением направленности людей на узко собственнические интересы, со стремлением изживать иждивенческую психологию ряда лиц. 6. Государство выполняет функцию формирования экономических отношений между различными субъектами хозяйственной деятельности: государством, частными организациями, отдельными индивидами. Социально-психологические установки связаны с получением выгоды каждым из субъектов экономических отношений, что нередко приводит к противоречию между ними. В связи с этим государство, являясь основным субъектом экономики: а) задает экономический курс; б) законодательно устанавливает нормы и правила экономического поведения; в) устанавливает надзор за их соблюдением; г) гарантирует экономические свободы, необходимые для функционирования негосударственных структур. Исследования показывают, что отдельный индивид не очень четко воспринимает государство как социальный институт. Оно чаще ассоциируется с работой определенных организаций, служащих и выполняемых ими функций. Отношение людей к государству, его роли в жизни народа зависит от ряда факторов, которые определяют характер оценки. К таким факторам относятся: а) конкретные условия материальной и социальной жизни человека, характер и тип получаемых им доходов; б) жизненный опыт индивида, позволяющий сравнить функции государства в разные периоды его жизни; в) степень образованности человека, знание им опыта мировой экономики; г) социальный статус человека, успешность или неуспешность карьерного роста; д) характер человека, преобладание оптимизма или пессимизма. Социологический опрос, проведенный в России в конце 90-х годов прошлого столетия, показал, что у большинства опрошенных сложилось положительное отношение к государству как к системе, регулирующей жизнедеятельность людей (82%), положительное отношение к современному государству в западных странах (76%), и негативное отношение к российскому государству, находящемуся на этапе становления (52%).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.