Шпаргалка по предмету "Экономическая психология"


Гендерные и социокультурные особенности восприятия денег

Установлены также гендерные различия отношения к деньгам. Мужчины придают повышенную ценность деньгам, проявляют большую компетентность в обращении с деньгами, склонны к риску для их приобретения. Женщины подвержены фантазиям относительно денег, испытывают фрустрацию при их отсутствии, испытывают зависть к тем, кто их имеет. Чаще тратят деньги в состоянии депрессии (аутопсихотерапия). Верят, что заработок зависит от усилий и способностей. Проведены многочисленные исследования с целью выявить социокультурные особенности отношения к деньгам. Английский экономист Р. Линн установил положительную корреляцию между ценностным отношением к деньгам и экономическим ростом страны (чем выше экономический рост, тем больше ценность денег) и отрицательную корреляцию между ценностью денег и доходом на душу населения (чем больше доход, тем меньше ценность денег). Очевидно, при низком доходе на душу населения деньги большей частью предназначены на ежедневные траты. При экономическом росте страны масса денег растет, увеличивается число их функций, от чего их ценность возрастает, но не до бесконечности. На этапе насыщения деньгами их субъективная ценность снижается. Существуют этнокультурные особенности в восприятии денег, связанные с менталитетом народа. При этом традиционное денежное восприятие характерно в большей степени для тех стран, где недавно начался экономический рост. Повышенный интерес к накоплению денег, часто в золотом эквиваленте, сохранился у евреев, вынужденных многие века думать о «черном дне». Склонны прятать деньги белорусы, поскольку история страны отличается нестабильностью, порожденной многочисленными войнами. У русских в целом легкое отношение к деньгам, которых никогда не было много и их в любой момент могли отобрать. В Японии, в силу многовековой изоляции, сохраняется специфика отношения к деньгам. Например, деньги копятся для традиционных, почти культовых поездок. Ценностное отношение к деньгам тесно связано не только с экономическим положением, но и с этическими проблемами. Исследования структуры ценностей молодых людей показали, что в странах со стабильной экономикой, в частности в Европе, больше ценятся этические аспекты труда, мастерство (консервативные ценности), а в странах с экономическим ростом (Израиль, Турция, Тайвань и др.) больше приветствуются рост сбережений, конкуренция, мотивация успеха. Социокультурные особенности отношения к деньгам проявляются и в структуре трат, в сбережении денег, в отношениях к гостям, в чувствах, испытываемых к более богатым или бедным согражданам, в проблемах уравнительного распределения. В традициях многих восточных народов принято щедро принимать гостя с участием всего семейного клана. Всегда щедро относились к гостю и русские. Среди европейских народов, воспитанных в духе протестантизма, в традициях уважения к труду и получению за него денег, сформировались установки на индивидуальное их использование: гостей встречают скромно, в ресторане гость сам платит за себя. В России длительное пребывание в состоянии формального денежного равенства усилило негативное восприятие нарастающего неравенства. При этом материальное неравенство больше угнетает старшее поколение. При этом россияне в большей степени, чем другие народы, склонны связывать финансовую успешность со способностями, усилиями, знаниями индивида. В странах Запада удачливость в делах чаще связывают с инициативностью, целеустремленностью, способностью преодолевать препятствия. В реальности успешными в ведении дел оказались так называемые трудоголики, обладающие обеими группами указанных свойств и посвящающие делу все свое время. Российскими психологами было проведено исследование особенностей отношения к деньгам у представителей различных культур, социальных слоев и у людей с различным уровнем дохода. Было установлено, что преподаватели государственных университетов в России и Канаде практически одинаково относятся к деньгам, воспринимают деньги как периферический фактор жизни, как средство, а не цель, т. е. фактор принадлежности к социальному слою перекрывает фактор культурных различий. Сравнение представителей высокооплачиваемых служащих частных банков, бюджетной интеллигенции (и те, и другие – наемные работники интеллектуального труда, но с разным доходом) и предпринимателей малого бизнеса показало, что восприятие денег банковскими служащими и представителями бюджетной интеллигенции оказалось схожим. Предприниматели в большей степени, чем представители других социальных групп, осознают деньги как более важную реальность, фактор влияния на людей и форму власти. При этом они испытывают большую зависимость от денег, осуществляют постоянный контроль за содержимым кошелька, отдают приоритет наличности, реже транжирят, рассматривают деньги как предмет гордости. Вероятно, жесткие условия неразвитого рынка требуют от мелкого предпринимателя автономии, самостоятельности, для обеспечения которых важны деньги. Таким образом, влияние фактора принадлежности к социальной группе перекрывает влияние уровня дохода на отношение к деньгам. В экономическом поведении человека должна быть гармония. Исследования показали, что люди дольше сохраняют свое здоровье, остаются психически уравновешенными и физически  крепкими, если не отказывают себе в удовольствии тратить деньги. У людей, отказывающих себе во всем, более низкие показатели в личных и финансовых достижениях, пессимистичность. Неудовлетворенность материальным статусом имеет психологические последствия. Нереализованные потребности, долги, неутешительные сравнения себя с другими способны вызвать тревожность, депрессию, беспомощность и даже серьезные заболевания.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.