Шпаргалка по предмету "Экономическая психология"


Факторы, регулирующие государственную экономическую политику

Государство как субъект хозяйствования проводит свою экономическую политику – совокупность мер государства по воздействию на экономические и социальные процессы в обществе. Существует ряд факторов, влияющих на формирование экономической политики государства. К ним относятся [11]: а) созданный в ходе исторического развития экономический потенциал страны; б) характер выбранной модели социально-экономического развития; в) общественно-политический уровень развития общества; г) исторический опыт страны и степень его анализа; д) менталитет нации; е) институт лидерства. С позиций психологического анализа наибольший интерес представляют два последних фактора. Менталитет нации – это особенности мировосприятия, миропонимания, преобладающая система ценностей представителей национальной общности, которые определяют поведение людей, в том числе и экономическое поведение. Представители разных наций по-разному относятся к различным аспектам жизнедеятельности. К специфике российского менталитета можно отнести: 1) преобладание иррациональности над рациональностью и, как следствие, определенная непредсказуемость в экономическом поведении; 2) социальная пассивность, отсутствие стремления к активному проявлению своей личностной роли в жизни страны; 3) стремление к групповой форме жизнедеятельности, что обусловлено неблагоприятным климатом и низким материальным уровнем жизни. Именно эти особенности российского менталитета сказались на проводимой страной экономической политике, которая зачастую характеризуется непредсказуемостью и алогичностью. Однако в последние годы жизненные ориентиры россиян претерпевают изменения. Результаты опроса бизнесменов, работников государственных и частных предприятий, а также студентов экономических вузов показали, что в условиях сложной экономической ситуации конца 90-х годов ведущей ценностью становится личная активность индивида, забота о собственном благополучии, а не ожидание помощи извне и забота о нуждах всей страны [11]. Особенности национального менталитета отражаются также и на формировании целей экономической деятельности государства. Так, для западных государств характерна выработка четкой экономической цели, выраженной в названии: «социальная экономика» в Швеции, «социальное рыночное хозяйство» в ФРГ и т. д. Для стран, принадлежащих к восточной культуре, как правило, характерна расплывчатость целей, в результате чего экономическая стратегия государства не получает четко выраженного обозначения. Курс страны в области экономической политики в немалой степени определяется наличием вызывающих всеобщее уважение лидеров. Роль таких личностей, как Ф. Д. Рузвельт, Г. Коль, М. Тэтчер, во многом определяла вариант государственного регулирования в экономике возглавляемых ими стран. Это также справедливо и для экономической политики времен Советского Союза. Так экономическое регулирование при Сталине было жестким и властным, при Хрущеве – непредсказуемым и иррациональным, при Брежневе – вялым, при Горбачеве – оптимистичным, часто вопреки реальности. Менталитет нации и институт лидерства способны достаточно сильно воздействовать на экономическую политику государства как порознь, так и в ситуации взаимодействия. Они могут, как сочетаться, так и противоречить друг другу. Нужно учесть, что менталитет – мало изменяемая характеристика, а своевременный приход талантливого лидера – характеристика, зависящая от случая. В случае их удачной комбинации может получиться хороший результат  в форме эффективной экономической политики. Так менталитет немцев характеризуется экономической дисциплинированностью, отношением к труду как к одному из важнейших источников удовлетворения потребностей. В конце 40-х годов лидером страны стал Л. Эрхард, управление которого закончилось феноменом «немецкого чуда». Именно взаимодействие определенной ментальности и соответствующего ей лидера позволило сформировать четкую модель экономической политики государства. В России, с характерной для нее иррациональностью, экономическое положение усугубляется ситуацией со сменой лидеров, имеющих зачастую прямо противоположные цели.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.