Государство как субъект хозяйствования проводит свою экономическую политику – совокупность мер государства по воздействию на экономические и социальные процессы в обществе. Существует ряд факторов, влияющих на формирование экономической политики государства. К ним относятся [11]: а) созданный в ходе исторического развития экономический потенциал страны; б) характер выбранной модели социально-экономического развития; в) общественно-политический уровень развития общества; г) исторический опыт страны и степень его анализа; д) менталитет нации; е) институт лидерства. С позиций психологического анализа наибольший интерес представляют два последних фактора. Менталитет нации – это особенности мировосприятия, миропонимания, преобладающая система ценностей представителей национальной общности, которые определяют поведение людей, в том числе и экономическое поведение. Представители разных наций по-разному относятся к различным аспектам жизнедеятельности. К специфике российского менталитета можно отнести: 1) преобладание иррациональности над рациональностью и, как следствие, определенная непредсказуемость в экономическом поведении; 2) социальная пассивность, отсутствие стремления к активному проявлению своей личностной роли в жизни страны; 3) стремление к групповой форме жизнедеятельности, что обусловлено неблагоприятным климатом и низким материальным уровнем жизни. Именно эти особенности российского менталитета сказались на проводимой страной экономической политике, которая зачастую характеризуется непредсказуемостью и алогичностью. Однако в последние годы жизненные ориентиры россиян претерпевают изменения. Результаты опроса бизнесменов, работников государственных и частных предприятий, а также студентов экономических вузов показали, что в условиях сложной экономической ситуации конца 90-х годов ведущей ценностью становится личная активность индивида, забота о собственном благополучии, а не ожидание помощи извне и забота о нуждах всей страны [11]. Особенности национального менталитета отражаются также и на формировании целей экономической деятельности государства. Так, для западных государств характерна выработка четкой экономической цели, выраженной в названии: «социальная экономика» в Швеции, «социальное рыночное хозяйство» в ФРГ и т. д. Для стран, принадлежащих к восточной культуре, как правило, характерна расплывчатость целей, в результате чего экономическая стратегия государства не получает четко выраженного обозначения. Курс страны в области экономической политики в немалой степени определяется наличием вызывающих всеобщее уважение лидеров. Роль таких личностей, как Ф. Д. Рузвельт, Г. Коль, М. Тэтчер, во многом определяла вариант государственного регулирования в экономике возглавляемых ими стран. Это также справедливо и для экономической политики времен Советского Союза. Так экономическое регулирование при Сталине было жестким и властным, при Хрущеве – непредсказуемым и иррациональным, при Брежневе – вялым, при Горбачеве – оптимистичным, часто вопреки реальности. Менталитет нации и институт лидерства способны достаточно сильно воздействовать на экономическую политику государства как порознь, так и в ситуации взаимодействия. Они могут, как сочетаться, так и противоречить друг другу. Нужно учесть, что менталитет – мало изменяемая характеристика, а своевременный приход талантливого лидера – характеристика, зависящая от случая. В случае их удачной комбинации может получиться хороший результат в форме эффективной экономической политики. Так менталитет немцев характеризуется экономической дисциплинированностью, отношением к труду как к одному из важнейших источников удовлетворения потребностей. В конце 40-х годов лидером страны стал Л. Эрхард, управление которого закончилось феноменом «немецкого чуда». Именно взаимодействие определенной ментальности и соответствующего ей лидера позволило сформировать четкую модель экономической политики государства. В России, с характерной для нее иррациональностью, экономическое положение усугубляется ситуацией со сменой лидеров, имеющих зачастую прямо противоположные цели.