Общее руководство разработкой нормативных материалов по вопросам труда осуществляет Центральное бюро нормативов по труду при Всероссийском центре производительности Министер-ства труда Российской Федерации. Нормативы, в зависимости от сферы применения, могут быть межотраслевые, отраслевые и конкретных организаций. Межотраслевые предназначены для нормирования труда типовых профессий и специальностей, занятых выполнением однородных технологических процессов, независимо от их подчиненности. Такие нормативы разрабатываются для наиболее типичных технологических процессов, например, Укрупненные нормативы времени на работу по делопроизводственному обслуживанию (198 8). Этот документ долгое время являлся базовым для разработки норм в области документационного обеспечения управления. В нем была отражена вся технология ДОУ, начиная с процессов регистрации документов и заканчивая операциями, связанными с их архивированием (подготовкой к архивному хранению). Дополнением к укрупненным нормативам времени стали Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления (199 3). Нормы были предназначены для определения численности работников, занятых выполнением управленческих работ как в традиционном ручном, так и автоматизированном режиме обработки текстовой документации с применением персональных компьютеров типа IBM PC и совместимых с ними. Они рекомендовались для применения в министерствах, ведомствах и других учреждениях аналогичной структуры управления. Но и на сегодняшний день этот норматив не потерял своего значения. Например, нормы времени на разработку табеля форм управленческих документов, применяемых в структурных подразделениях и нормы времени на разработку единого табеля форм управленческих документов, применяемых в организации. В норматив включено и подробное описание содержания работ: - сбор табелей форм документов структурных подразделений; - анализ выявленного комплекса управленческих документов; - определение целесообразности создания и применения конкретных документов; - выявление состава неунифицированных документов; - исключение дублируемых документов и показателей или не правомерно используемых форм документов; - группировка форм документов по функциям и управленческим задачам, подготовка; - согласование и утверждение единого табеля форм с руководством. Большое практическое значение имеют нормы времени на разработку альбома унифицированных форм документов, причем нормы в привязке к различным видам документов и квалификации специалистов, необходимой для создания грамотного бланка конкретного документа. Нормативы не учитывают затраты на машинописные работы, на копирование и размножение документов и считают возможным для компенсации этого пробела воспользоваться Едиными нормами времени (выработки) на машинописные работы (198 8) и Типовыми нормами времени на работы по копированию и оперативному размножению документов (199 2). Но, учитывая, что состав и производительность средств оргтехники существенно изменилась, эти нормы могут использоваться в ограниченных пределах. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления (199 5) являются базовым пособием для определения трудоемкости работа/расчета численности сотрудников, занятых в сфере документационного обеспечения управления и рекомендуются для применения в органах федеральной исполнительной власти, на предприятиях и в учреждениях независимо от форм собственности, в общественных организациях. В нем отражена вся технология ДОУ, начиная с процессов регистрации документов и заканчивая операциями, связанными с их хранением. Обозначим основные разделы данных нормативных материалов: - затраты времени на работы по документационному обеспечению управления - составление и ведение номенклатур дел, обработка, регистрация, учет количества документов, работы по контролю исполнения документов, составление годовых разделов описей дел, передача дел в ведомственный архив; - затраты времени на работы архива организации - методическое и организационное обеспечение работы, создание научно-справочного аппарата к документам архива организации, каталогизация документов, использование документов, информационное обслуживание учреждений и граждан, проведение комплексной (тематической) проверки состояния и работы архива подведомственного учреждения; - контроль за организацией документов в делопроизводстве структурных подразделений ведомства (организации) и в учреждениях системы, обеспечение сохранности документов, учет документов, техническое оформление работ. Поскольку большая часть операций, предусмотренных норма ми, выполняется с использованием компьютеров, в 1996 г. Госком-санэпидемнадзором России изданы Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2) 2) 2)542-9 6) В Санитарных правилах режим труда и отдыха поставлен в зависимость от вида и категории трудовой деятельности. Виды разделяются на 3 группы: А-работа по считыванию информации с экрана видеотерминала с предварительным запросом; Б - работа по вводу информации с клавиатуры; В - творческая работа в режиме диалога с ЭВМ. Установлены и 3 категории тяжести и напряженности работы с компьютерами. В зависимости от критериев в Санитарных правилах дана дифференцированная таблица нагрузки и регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности рабочей смены. Продолжительность непрерывной работы с компьютером без регламентированного перерыва, по требованиям Санитарных правил, не должна превышать 2 часов. Практический интерес представляют и другие, более ранние разработки Министерства труда: - Типовые нормы времени на работы по комплектованию и учету кадров (198 5); - Типовые нормы времени на программирование задач для ЭВМЦ (198 9); - Типовые нормы времени на перевод и переработку научно-технической литературы и документов (1990); - Типовые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках(199 1).