Институт гостеприимства Между членами полисов в Греции часто возникали дружественные контакты личного характера. За пределами своего полиса члены других полисов считались чужаками, иностранцами, и сам гражданин полиса не имел никаких прав за пределами своего гос-ва. Институт личных контактов между гражданами различных полисов наз. у греков ксения. От гр. "ксенос"-чужой, иностранец,гость=>ксения-гостья=>ксения-институт гостеприимства. Ксенические отношения передавались из поколения в поколение. В 5 песне Гомеровской Илиады расск-ся о том, как греческаягерой Диомед в схватке встречается со своим врагом – троянцем. Вдруг два врага узнают в друг друге ксенов. Их деды когда-то вступили в ксенические отношения => бой прекратился. Они обменялись в знак закрепления ксенических отношений дарами. Обычай гостеприимства был освещен у греков религией. Ксения считалась священной, и она защищала грека в чужом полисе. Иностранцы нах. в другом полисе под покровительством Зевса,к-ый имел позвище Зевс-ксениос(гостеприимный). Нанесение такому иностранцу обиды считалось тяжким преступлением против самого Зевса. Более того, ксенические отношения позволяли рассчитывать на ответный прием в другом городе (тому кто принял ксена). Ксенические отношения передавались по наследству. Тот кто не имел в чужом городе ни одного знакомого, мого обращаться к царю города за поддержкой. Пример такого гостеприимства-в Одиссее Гомера: Одиссея переправляет Алкиной