В библиотековедении при решении многих задач часто используются два родственных метода - классификация и типология. Слово классификация (classic - лат.) переводится буквально "разряд"; "typos" - греческого происхождения, переводится как "образец", "модель" для группы предметов (объектов). Границы (различия) между классификацией и типологией в значительной мере условны и применение той или иной из них в определенных областях знания в большей мере зависит от исторических традиций. Тем не менее под классификацией принято понимать группировку изучаемых объектов исходя из количественных признаков, под типологией - группировку объектов по качественным признакам. Отправная точка классификации - единичные понятия. Ее суть - в отвлечении от различий нескольких единичных объектов и в установлении их тождества на основе либо одного признака, либо взаимосвязанной совокупности признаков. Этот признак (или совокупность признаков) называется основанием классификации. Типология - это синтез общего и особенного, сходства и различия. Своеобразие библиотеки понимается преимущественно как отражение индивидуальных черт, тогда как в действительности своеобразие каждой библиотеки составляет переплетение общих и особых (индивидуальных) черт. Действительно, встречаются неповторимые черты, но они - результат сугубо индивидуальных (нередко случайных) обстоятельств и не могут быть обобщены. Тип вбирает в себя (репрезентатирует) не просто черты, а только те, которые характерны для ряда библиотек. Поэтому типология представляет собой обобщение изучаемых библиотек, разбивает их на группы и тем самым вносит вклад в их понимание. Индивидуальные черты четче проявляются только на фоне типологических. Понятие "индивид" отражает его единичность как части целого (типа, вида), включая особенное - индивидуальность, отличающую один тип (вид) от другого. Класс является эмпирической категорией, тогда как тип - это концептуальная категория. Так, провести группировку библиотек по размерам фондов (по численности персонала, читателей и др.) - это значит классифицировать их на основе количественного критерия, что может оказаться полезным, но такая классификация не дает возможности идентифицировать важные концептуальные (содержательные) категории. Установление ряда объективных признаков, существенно значимых для изучаемых библиотек - это типология. Под типологией библиотек понимается метод научного познания, в основе которого лежит обладающее определенными свойствами разделение изучаемой совокупности библиотек на группы. Процесс разделения - типологизация, его результат - типология. Необходимость типологизации возникает в связи с потребностью либо в упорядоченном описании множеств весьма неоднородных библиотек, либо в изучении каких-либо закономерностей на основе анализа таких множеств. В процессе типологизации на основе содержательного анализа изучаемых библиотек выявляется их сходство и различие, выбираются надежные способы идентификации. В качестве основных единиц типологии библиотек выступают понятия "тип" и "вид", означающие образец, модель, разновидность, которым соответствуют группы библиотек, обладающих определенными признаками. При этом библиотеки, сгруппированные по ведущему (основному) типологическому признаку, называют типами, а процесс дальнейшей детализации определяет виды и подвиды. В процессе типологизации решаются одновременно две задачи - теоретико-познавательная и практическая. Теоретико-познавательная задача заключается в сборе и анализе фактов, характеризующих деятельность библиотек, с целью раскрыть объективные закономерности их функционирования и типологического развития. Однако типология библиотек не сводится лишь к сравнительному изучению существенных признаков библиотек и отнесению их к определенным типам и видам. Практическая, прикладная задача типологии библиотек заключается в разработке рекомендаций по организации и совершенствованию их деятельности. Она позволяет дифференцировать задачи, функции, связи, отношения, уровни организации библиотек в зависимости от тех или иных типологических характеристик. А это - одно из условий эффективной работы библиотек. С учетом типа и вида библиотеки, общих и специфических особенностей деятельности можно целенаправленно формировать состав и структуру фондов, удовлетворять читательские запросы, обеспечивать построение и функционирование системы библиотек и их взаимодействия, эффективное управление библиотечным делом и т. д. Библиотечная теория ни в нашей стране, ни за рубежом не выработала еще научной типологии библиотек. Зарубежные библиотековеды сталкиваются с теми же проблемами, что и отечественные. Их классификации далеко не совпадают, существует терминологическая путаница. Но все же большинство ученых выделяют следующие разновидности библиотек: национальные, публичные, учебные, академические, специальные. Например, ЮНЕСКО предложена такая классификация:Национальные библиотеки. - Библиотеки высших учебных заведений. - Другие крупные и крупнейшие универсальные общедоступные библиотеки. - Учебные библиотеки. - Специальные библиотеки (библиотеки НИИ, общественных организаций, ведомственные, профсоюзов, музеев и др.). - Массовые общедоступные (или народные) библиотеки.