Шпаргалка по предмету "Библиотечное дело и библиотековедение "


Оформление алфавитного каталога

Алфавитный каталог. Алфавитный каталог в системе каталогов и картотек библиотеки занимает видное место и играет большую роль. Описания книг и других произведений печати, имеющихся в данной библиотеке, располагаются в этом каталоге в алфавите фамилий авторов, наименований учреждений и организаций, принятых в качестве авторов, и заглавий произведений. Задача алфавитного каталога - дать ответ на два основных вопроса: 1) есть ли в библиотеке определенная, заранее известная читателю книга? и 2) какие книги данного автора имеются в библиотеке? К алфавитному каталогу читатель и библиотекарь обращаются и в тех случаях, когда им необходимо получить ответ по некоторым частным вопросам, например, какими именно изданиями представлена определенная книга, в каких изданиях то или иное лицо участвовало в качестве соавтора, редактора, составителя, какие труды издаются тем или иным учреждением и т. д. Такое построение каталога по чисто внешнему признаку не означает, что алфавитный каталог не может служить средством пропаганды книг, оказывать читателям помощь в выборе интересующих их произведений и, таким образом, пробуждать у них новые интересы. Конечно, алфавитный каталог в гораздо меньшей степени, чем предметный и тем более систематический каталог, отвечает этим требованиям. Но его наполнение, организация, оформление, так же как и в любом каталоге, способствуют решению общих задач, стоящих перед каталогами советских библиотек. В алфавитном каталоге в отличие от систематического расстановка карточек предопределяется методикой книгоописания. Все основные правила описаний произведений печати составляются с учетом структуры алфавитного каталога, возможности осуществления свойственных ему функций. Формулировки заголовков описаний, определения расстановочных слов для книг, описанных под заглавием, самым теснейшим образом связаны с вопросами расстановки карточек в данном каталоге. Расстановка карточек представляет собой ответственную часть процесса организации каталога. Правильная расстановка карточек обеспечивает продвижение к читателю наиболее ценной в политическом, научном и художественном отношении литературы, способствует быстрейшему ее нахождению, облегчает пользование каталогом. Общеизвестны два способа расстановки слов, имен или целых предложений по алфавиту. Первый способ получил название «слово за словом» и второй - «буква за буквой». Оба способа основываются на буквенном составе начальных слов, но в то же время значительно один от другого отличаются. В первом случае описания расставляются в последовательности слов, во втором — в строгой последовательности букв алфавита, не допуская при этом никакого деления текста на слова. Совершенно естественно, что второй способ, являющийся крайне формальным, в наших библиотеках не применяется. Доступность каталога, удобство пользования им и быстрота нахождения описаний интересующих читателя произведений зависят не только от правильного описания отраженных в каталоге книг и рациональной расстановки карточек. Немаловажную роль в этом отношении играет также хорошее и целенаправленное оформление каталога. Особенно большое значение оно имеет для читательских каталогов. Заголовок разделителя, надпись на каталожном ящике нельзя рассматривать лишь как средства, облегчающие ориентировку в каталоге. Следует учесть также, что от оформления каталога в значительной степени зависит и его сохранность. Так, например, ясные надписи на каталожных шкафах и ящиках предупреждают ненужные к ним обращения. Оформление каталога состоит из: 1) включения разделителей и 2) внешнего оформления каталожных шкафов и ящиков. Наличие в каталоге разделителей значительно облегчает работу с ним и экономит время при поисках нужных книг. Кроме того, применение разделителей способствует выявлению материалов, ценных в научном, практическом, информационном и художественном отношениях, и содействует их продвижению к читателям. В зависимости от назначения различают следующие виды разделителей: I) разделители, служащие для ориентировки в алфавитном ряду, 2) разделители справочного типа и 3) биобиблиографические разделители. 1) Разделители, служащие для ориентировки в алфавитном ряду. К этому виду разделителей относятся: а) буквенные, разграничивающие материал в пределах одной или нескольких букв (например, от Л до Б или от П до Т); б) слоговые, выделяющие описания в пределах одного или нескольких слогов (например, от Аб до Ав или от Аг до Ас); в) разделители с указанием целого слова (фамилии) или нескольких слов. Они применяются в случае накопления большого количества карточек с заголовками, начинающимися с одного и того же слова, а также для наиболее известных и часто опрашиваемых авторов и отдельных их произведений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.