Алфавитный каталог. Алфавитный каталог в системе каталогов и картотек библиотеки занимает видное место и играет большую роль. Описания книг и других произведений печати, имеющихся в данной библиотеке, располагаются в этом каталоге в алфавите фамилий авторов, наименований учреждений и организаций, принятых в качестве авторов, и заглавий произведений. Задача алфавитного каталога - дать ответ на два основных вопроса: 1) есть ли в библиотеке определенная, заранее известная читателю книга? и 2) какие книги данного автора имеются в библиотеке? К алфавитному каталогу читатель и библиотекарь обращаются и в тех случаях, когда им необходимо получить ответ по некоторым частным вопросам, например, какими именно изданиями представлена определенная книга, в каких изданиях то или иное лицо участвовало в качестве соавтора, редактора, составителя, какие труды издаются тем или иным учреждением и т. д. Такое построение каталога по чисто внешнему признаку не означает, что алфавитный каталог не может служить средством пропаганды книг, оказывать читателям помощь в выборе интересующих их произведений и, таким образом, пробуждать у них новые интересы. Конечно, алфавитный каталог в гораздо меньшей степени, чем предметный и тем более систематический каталог, отвечает этим требованиям. Но его наполнение, организация, оформление, так же как и в любом каталоге, способствуют решению общих задач, стоящих перед каталогами советских библиотек. В алфавитном каталоге в отличие от систематического расстановка карточек предопределяется методикой книгоописания. Все основные правила описаний произведений печати составляются с учетом структуры алфавитного каталога, возможности осуществления свойственных ему функций. Формулировки заголовков описаний, определения расстановочных слов для книг, описанных под заглавием, самым теснейшим образом связаны с вопросами расстановки карточек в данном каталоге. Расстановка карточек представляет собой ответственную часть процесса организации каталога. Правильная расстановка карточек обеспечивает продвижение к читателю наиболее ценной в политическом, научном и художественном отношении литературы, способствует быстрейшему ее нахождению, облегчает пользование каталогом. Общеизвестны два способа расстановки слов, имен или целых предложений по алфавиту. Первый способ получил название «слово за словом» и второй - «буква за буквой». Оба способа основываются на буквенном составе начальных слов, но в то же время значительно один от другого отличаются. В первом случае описания расставляются в последовательности слов, во втором — в строгой последовательности букв алфавита, не допуская при этом никакого деления текста на слова. Совершенно естественно, что второй способ, являющийся крайне формальным, в наших библиотеках не применяется. Доступность каталога, удобство пользования им и быстрота нахождения описаний интересующих читателя произведений зависят не только от правильного описания отраженных в каталоге книг и рациональной расстановки карточек. Немаловажную роль в этом отношении играет также хорошее и целенаправленное оформление каталога. Особенно большое значение оно имеет для читательских каталогов. Заголовок разделителя, надпись на каталожном ящике нельзя рассматривать лишь как средства, облегчающие ориентировку в каталоге. Следует учесть также, что от оформления каталога в значительной степени зависит и его сохранность. Так, например, ясные надписи на каталожных шкафах и ящиках предупреждают ненужные к ним обращения. Оформление каталога состоит из: 1) включения разделителей и 2) внешнего оформления каталожных шкафов и ящиков. Наличие в каталоге разделителей значительно облегчает работу с ним и экономит время при поисках нужных книг. Кроме того, применение разделителей способствует выявлению материалов, ценных в научном, практическом, информационном и художественном отношениях, и содействует их продвижению к читателям. В зависимости от назначения различают следующие виды разделителей: I) разделители, служащие для ориентировки в алфавитном ряду, 2) разделители справочного типа и 3) биобиблиографические разделители. 1) Разделители, служащие для ориентировки в алфавитном ряду. К этому виду разделителей относятся: а) буквенные, разграничивающие материал в пределах одной или нескольких букв (например, от Л до Б или от П до Т); б) слоговые, выделяющие описания в пределах одного или нескольких слогов (например, от Аб до Ав или от Аг до Ас); в) разделители с указанием целого слова (фамилии) или нескольких слов. Они применяются в случае накопления большого количества карточек с заголовками, начинающимися с одного и того же слова, а также для наиболее известных и часто опрашиваемых авторов и отдельных их произведений.