Шпаргалка по предмету "Библиотечное дело и библиотековедение "


Научные методы в библиотековедении

В библиотековедении используют разные методы исследований, все они разделены на три группы: - всеобщий метод познания, - общенаучные (междисциплинарные) методы, - специальные библиотечные методы. Всеобщим методом мышления и логикой всего обществознания является диалектический и исторический материализм. Диалектико-материалистический метод дает методологические установки, помогает выбрать объекты исследования, общее направление работ, играет важную роль в анализе обобщений и интерпретации полученных результатов. Диалектический подход позволяет избежать абсолютизации какого-либо метода в процессе исследования и создать единую субординированную систему методов. Диалектико-материалистический метод направлен на решение стратегических, а не тактических задач, потому что с деталями научной работы он связан скорее опосредственно, чем непосредственно. Он определяет общую стратегию исследования, значение и место всех средств научного познания. Общенаучные (междисциплинарные) методы – основаны на знании закономерностей, связанных с различными областями объективного мира. Каждый такой метод обязательно проходит в библиотековедении процесс трансформации, спецификации, выясняются целесообразность его применения, его адекватность целям и задачам исследования. Для получения необходимой информации в библиотековедческих исследованиях используются такие общенаучные методы, как - терминологический анализ, - операционализация понятий, - анализ документов, - научное наблюдение, - эксперимент, - опрос, - моделирование,- и ряд других. Цель метода терминологического анализа – помочь разработать концептуальный аппарат исследования. Решение любой проблемы в библиотековедении начинается с выявления и уточнения терминов и обозначаемых ими понятий. Устанавливаются их взаимосвязи и субординация, их место в понятийном аппарате теории, на основе которой строится исследование. Метод операционализации понятий дает возможность представить каждое из значимых для данного исследования ключевых понятий в виде наблюдаемого или измеряемого, т. е. наполнить их конкретным содержанием. Таким образом, эти методы дают возможность создать методический инструментарий для проведения исследования. От грамотности осуществления операции подобной связи, во многом зависит окончательный результат всего исследования в целом. Методы анализа документов можно разделить на две группы: - традиционные (понимание, интуиция, осмысление), специальные источниковедческие, - психологические, библиотековедческие и формализованные (количественные). С помощью формализованных методов изучения содержания документов возможно выявить скрытые стороны содержания документов. К ним относится метод контент-анализа, который применяется для изучения более или менее значительных массивов документов, таких как произведения печати, различная библиотечная (дневники библиотекарей и т. д.) и читательская (автобиография, отзывы, вопросы и т. д.) документация. Суть данного метода заключается в выделении в текстах документов некоторых смысловых единиц, так называемых единиц наблюдения. Затем проводится подсчет частоты употребления этих единиц текста друг с другом, а также в сравнении с общим объемом информации в изучаемой массовой совокупности документов. Это позволяет познать закономерности, неуловимые при обычном ознакомлении с ним. Также метод контент-аналаза может применяться для изучения массивов документов, отражающих прошлое и настоящее библиотек, перспективы их развития, проблемы чтения и работы с читателями, особенности печатных изданий (тип издания, читательское назначение, специфика восприятия и т. п.). Полученные таким образом качественные и количественные данные и оценки исследуемых объектов после соответствующей статистической и логической обработки и синтеза дают богатый материал для совершенствования теории и практики библиотечного дела. Метод научного наблюдения - социально организованное планомерное восприятие явлений библиотечной деятельности с последующей систематизацией собранных материалов для получения научно достоверных знаний. Это наблюдение может быть как самостоятельным методом, так и составной частью других методов. Научное наблюдение подчиняется конкретной исследовательской цели и четко сформулированным задачам, строится по плану, отличается строгой системной фиксацией. Полученные сведения сравниваются и проверяются на обоснованность и надежность. Результаты наблюдения фиксируются в протоколах, форма которых должна отвечать цели и задачам наблюдения. Эксперимент - метод, дающий возможность активно, планомерно воздействовать на объекты для установления предполагаемых закономерных связей и зависимостей. Для ведения точного учета всех изменений, которые происходят с объектом, осуществляется контроль воздействия исследователя. Условия эксперимента позволяют повторять, интересующую исследователя ситуацию столько раз, сколько это необходимо для ее глубокого изучения. При проверке опытов, можно изменять ряд условий, определяя тем самым, их влияние на изучаемое явление. Опрос используется для сбора первичной информации, содержащей массовые суждения библиотекарей и читателей по различным аспектам библиотечной работы, их субъективные оценки, мнения, предпочтения, склонности, мотивы деятельности. Существует две основные разновидности опроса, чаще всего применяемые при изучении читателей, анкетирование (заочный опрос в виде анкеты) и интервьюирование (устный опрос, построенный на социально-психологическом взаимодействии двух лиц). Моделирование - метод, при котором изучается не сам объект, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект. Данный метод применяется тогда, когда непосредственное исследование оригинала невозможно или нецелесообразно. Специальные методы предполагают специфическое применение познавательных средств для изучения конкретной области объективного мира, например библиотечного дела. Библиотековедение в процессе своего развития выработало и продолжает создавать специальные методы исследования, направленные на изучение и анализ процесса организации общественного использования книжных богатств. К ним относятся: статистический, библиографический и аналитический методы изучения книжного фонда, методы анализа читательских формуляров и др.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.