Классификация отраслей промышленности включает около 150 наименований, а разновидностей предприятий и производств - несколько тысяч. Размещаемые в промышленных зданиях технологическое оборудование и установки весьма разнообразны как по геометрическим размерам, так и по условиям эксплуатации. В силу этих обстоятельств диапазон различий в видах и типах промышленных зданий, в первую очередь по конфигурации и размерам планировок, очень широк. Все виды планировок можно разделить на два основных типа: раздельные и сплошные. Раздельные планировки присуши предприятиям незначительной ощности, когда его составляющие производства размещают в неболь-|их отдельно стоящих зданиях с пролетами ограниченных размеров. Предприятия с раздельным размещением производств имеют следу-Цие недостатки: большую площадь застройки, что увеличивает протяженность инженерных и транспортных сетей и объем работ по благоустройству территории; отсутствие возможности организации поточного производства и необходимость в межцеховом транспорте. Современная практика показывает, что производства с однотипными, а иногда и различными технологическими процессами (если это не противоречит санитарно-гигиеническим требованиям, пожаро- и взрывобезопасности) целесообразно блокировать в одном здании. Для значительного числа производств в здании под одной крышей можно расположить все основные, подсобные, вспомогательные и складские помещения. Сблокированные здания представляют собой многопролетные корпуса большой площади, имеющие сплошную планировку. Сблокированные здания допускают многовариантную расстановку технологического оборудования, позволяют уменьшить площадь заводской территории на 30-40%, сократить периметр наружных стен до 50%, снизить стоимость строительства на 10-15%, сократить длину коммуникаций и транспортных путей, снизить расходы на эксплуатацию зданий и благоустройство территории. Вместе с тем в чрезмерно укрупненных зданиях возникает ряд неудобств: удорожается устройство естественного освещения помещений, затрудняется водоотвод с покрытий, усложняются пути передвижения персонала и транспортировки грузов. Поэтому сблокированные корпуса не следует проектировать более 30-35 тыс. м 2)Блокировать цехи особенно целесообразно в тех случаях, когда смежные производства не требуется разделять капитальными стенами и разница в их высоте не превышает 2 м (желательно приведение разных высот к одной), если не требуется увеличивать площадь, обслуживаемую кранами большей грузоподъемности по сравнению с отдельными зданиями, когда не нужны дополнительные проезды, и, наконец, если не ухудшаются условия технологии производства и труда рабочих. При блокировании производств в здании сплошной застройки, как правило, используют принципы зонирования. Зонирование предполагает по возможности рациональную фуппировку в пределах объема производственного здания помещений, участков и зон в соответствии с определенными признаками (технологические, уровни производственной вредности, пожаро- и взрывоопасность, направленность транспортных и людских потоков, перспективы расширения и переоснащения и т. п.). Так, в пределах одноэтажного здания блокированного типа могут быть выделены зоны подъезда автомобильного и железнодорожного транспорта, складов, подсобно-производственных помещений, вентиляционных и энергетических систем, основных производств, административных и бытовых помещений и т. п. Зонирование может осуществляться по горизонтали (в пределах этажа) и по вертикали (в многоэтажных зданиях). Однако даже в одноэтажных зданиях может быть использовано горизонтальное и вертикальное зонирование, так как все чаще инженерные коммуникации размещают выше или ниже рабочей зоны в пределах межферменного пространства или в подпольных каналах. Промышленные здания должны иметь простую конфигурацию в плане; следует избегать периметральных пристроек к корпусу, усложняющих расширение и реконструкцию производств. В качестве примера целесообразного блокирования на рис. У-3 показан главный корпус Волжского автозавода. В этом здании, имеющем размеры в плане 1848x468 м и состоящем из шести одноэтажных блоков, 'азмещены многие основные и вспомогательные производства. С южной гороны парные блоки соединены пролетами для сборочных конвейеров промежуточных складов. Бытовые, вспомогательные и транспортные смещения расположены в восьми встройках, размещенных между основными блоками. Для строительства главного корпуса применена единая сетка колонн 12x24 м. Встройки запроектированы с сеткой колонн12 х 12 м, высота корпуса - 10,8 м.