базируются на единых закономерностях архитектурной композиции, призванной обеспечить целостную художественно-выразительную систему форм, отвечающую функциональным и конструктивно-техническим требованиям. Главными средствами художественной выразительности здания являются организация пространства и тектоника ограничивающих его форм. Для большинства промышленных зданий по функциональным и конструктивным требованиям более всего присуща форма элемента построения архитектурного пространства - параллелепипед. Для эстетического восприятия таких форм объемов используют определенные приемы: симметрию и асимметрию, нюанс и контраст, ритм, установление определенных соотношений и пропорций между частями и целым. На характере образной выразительности объекта сказывается особенность 'его зрительной соразмерности, воспринимаемой человеком, т. е. масштабность^ Это свойство зависит от психофизиологического механизма восприятия. В связи с этим для усиления художественных качеств зданий используют дополнительные приемы композиции, например обработку внешней поверхности объема цветом и фактурой. В самой сущности архитектуры заложено единство прекрасного и полезного. Поэтому архитектурная форма здания - это единство совершенных конструктивных решений с художественной выразительностью, которое обеспечивается тектоникой. Тектоника ограничивающих объем поверхностей (стены, покрытия) призвана художественно выражать работу конструкций и материала. Каркасная конструктивная схема, присущая большинству промышленных зданий, позволяет получать довольно разнообразные формы (параллелепипеды, поставленные горизонтально или вертикально с многоволновыми, шедовыми и другими профилями). Развитие науки и техники Дало много новых строительных материалов: железобетон, синтетические материалы, большеразмерное стекло, алюминий, эффективные утеплители и т. п. Новые материалы и старые, используемые по-новому, стали основой развития новых конструктивных систем каркасов, стен и покрытий. Новые архитектурные формы появились в связи с внедрением в промышленное строительство большепролетных пространственных, висячих и других систем. Архитектурные формы большинства современных стеновых конструкций сформировались из логики совмещения функций ограждения, восприятия нагрузок и удобства возведения. Так появились стеновые конструкции из навесных панелей с горизонтальной и вертикальной разрезкой и наличием больших остекленных проемов. Формы, размеры и способы организации проемов в таких стенах призваны сгладить массивность каркасов промышленных зданий, придать им легкость. . Одним из средств архитектурной композиции является ритмическое членение фасадов зданий, основанное на многократном повторении какого-либо архитектурного мотива. С помощью ритма достигается гармоничная соразмерность, стройность и выразительность зданий. . В условиях индустриального строительства с преобладанием типовых элементов для тектоники зданий характерен ритм простенков и оконных проемов, междуэтажных поясов, элементов покрытия, фонарных надстроек, архитектурно обработанных входов выступающих и западающих участков стены и т. п. (рис. VI-?). Четко выраженный ритм горизонтальных и вертикальных членений на плоскостях фасадов вносит в архитектуру промышленных зданий своеобразный характер, подчеркивая их современность. Архитектурную композицию промышленных зданий, располагаемых в южных районах, обогащает ритмическое размещение солнцезащитных устройств (жалюзи, козырьки, соты, маркизы и т. п.). В тех случаях, когда в условиях мягкого климата часть технологического оборудования размешают на открытых и полуоткрытых площадках, целесообразно использовать древесные насаждения для его скрытия и обеспечения большей связи застройки с окружающей природой. Существенные трудности возникают при архитектурном проектировании фасадов протяженных промышленных зданий. Хорошие результаты в этих случаях дает ритмическое членение фасада вертикальными элементами и целыми объемами. Для этой цели за плоскость фасада выносят входы, вентиляционные шахты, лестничные клетки, встройки административно-бытовых помещений и т. д. Такие архитектурные акценты оживляют монотонность протяженных фасадов, обогащают композицию и выявляют крупный масштаб зданий (рис. У1-8рАрхитектурный облик протяженных зданий разнообразится приемом постановки перед ним объемов инженерно-лабораторных и административно-бытовых корпусов, высотных композиций различных сооружений (водонапорных башен, дымовых труб, вышек), а также включением в композицию здания ритмичной посадки перед фасадом высоких деревьев. При проектировании промышленных зданий необходимо шире использовать красивую фактуру и цвет поверхностей стен и других элементов, введение красочных пятен. . . Удачным архитектурным решением можно считать композицию зданий Волжского автомобильного завода. Наличие выступающих объемов бытовых встроек и лестничных клеток, ритмично членящих фасады большой протяженности (до 2000м) и небольшой высоты (около 11 м), создает разнообразие в композиции. Монотонность фасадов зданий преодолена здесь контрастным сочетанием почти глухих стен цеха с вертикальными витражами бытовых встроек (рис, У1-8,й) и ленточного остекления Цехов с вертикалями глухих стен лестничных клеток. На архитектуру здания большое влияние оказывают форма и размеры окон, сочетание глухих и остекленных поверхностей. Ленточные окна зрительно увеличивают длину зданий, а узкие вертикальные создают впечатление большой высоты. Глухие участки стен большой площади находятся в художественном контрасте с щелевидными проемами, но применять их можно в помещениях, не требующих естественного освещения. Различные соотношения глухих стен и световых проемов используют в качестве элементов вертикального и горизонтального членений фасадов. Иногда применяемые на фасаде различные виды остекления (отдельные проемы, ленточное, сплошное) указывают на различное функциональное назначение помещения здания согласно требованиям освещенности. Вместе с тем этот прием вносит разнообразие в композицию здания. _Стены могут иметь одноцветное или полихромное решение. В последнем случае цветом выделяют отдельные конструктивные детали, иногда тектоническую структуру здания или технические устройства передфасадом. Цвет может как бы: растворить те или иные сооружения в окружающем пейзаже или, наоборот, подчеркнуть и повысить их. Иногда применяют разноцветные стеновые панели или вводят в стеновые панели декоративный орнамент. Особенно велико значение цвета в формировании архитектурного облика зданий, возводимых на севере, где обеднены природные краски. Цвет в этих условиях надо использовать активнее. В промышленных зданиях, имеющих большие размеры, можно придать красивый вид даже неоштукатуренным кирпичным стенам при хорошем качестве работ и с тщательной расшивкой швов (рис. У1- 9). Большой художественный эффект дает сочетание различного цвета и фактуры строительных материалов (например, комбинированная кладка из красного и силикатного кирпича, цветовое сочетание красного кирпича с асбестоцементными волнистыми листами или панелями). Рекомендуется также использовать облицовочный кирпич и фигурные кладки. При разработке архитектурной композиции необходимо активно использовать декоративные качества материалов. Декоративные качества бетонных и железобетонных элементов иногда обогащают созданием на поверхности рельефа при формовании, раскрытием заполнителя бетона, красивого по цвету и форме. В этих целях, например, обрабатывают затвердевший бетон фрезами, щетками или пескоструйными аппаратами, Добавляют цветной цемент в лицевой слой, применяют цветные заполнители (граниты разных пород); делают также "присыпку" бетонной поверхности со втапливанием в незатвердевший бетон стекла, щебня, гравия и т. д. Большие возможности повышения качества промышленной архитектуры таятся в более тщательной обшей и художественной обработке конструктивных элементов заводского изготовления: стеновых панелей, колонн, ферм, балок, настилов, а также в применении лучших декоративно-отделочных материалов и красителей. В архитектурном облике промышленных зданий нередко проявляют региональные и традиционные особенности местных условий. В элементах отделки зданий находят применение средства народной архитектуры, подчеркивающие самобытность, национальность и природно-климатическую особенность. В целом при проектировании промышленных зданий и сооружений необходимо добиваться, чтобы художественная композиция отдельных промышленных зданий и комплексов образно и ярко выражала эстетические идеалы общества.